Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя
Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя Кунгуровой А.М.
Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.
Основная цель моей работы по использованию здоровьесберегающих технологий – создать условия для формирования устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом.
Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организую с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психологии и педагогики. Вся работа по здоровьесбережению осуществляется комплексно, в течение всего дня. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Считаю, что первоначальными условиями для работы по профилактике здоровья детей в детском саду выступают обеспечение здорового ритма жизни и физические упражнения.
В работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
ü Динамические паузы (физминутки);
ü Подвижные и спортивные игры;
ü Релаксация;
ü Гимнастика пальчиковая ;
ü гимнастика для глаз;
ü прогулки;
ü Гимнастика дыхательная ;
ü Гимнастика пробуждения;
ü Самомассаж;
ü ООД по физической культуре (традиционные, тренировочные, соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
ü босохождение;
ü умывание;
ü Рижский метод закаливания (ходьба босиком по «дорожкам здоровья» )
ü воздушные ванны в облегченной одежде;
ü гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
ü постоянный контроль осанки;
ü контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
ü подбор мебели в соответствии с ростом детей;
ü игровой массаж А. Уманской;
ü Контрастные водные ванночки для рук Алямовской В.А.
ü Сказкотерапия;
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой утренней гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, лёгкий общий самомассаж, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый пес», «Горелки», «Кракатам»;игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники и утки»;игры с лазанием: «Колдунчики», «Тай-тай-выручай» и очень много других игр. (Приложение 3)
После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.
По окончании дневного сна провожу гимнастику пробуждения, направленную на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений.
Для поддержания психоэмоционального здоровья детей использую сказкотерапию. Сеансы сказкотерапии провожу в группе при помощи театральных игрушек на ладошке, Вместе с детьми я придумываю новые концовки к знакомым сказкам. Например, «Репка – то волшебная оказалась…» или «Придумайте, что же стало с репкой и героями сказки после того, как они ее вытащили? Может, у них возникли споры, как ее правильно разделить между всеми?». Дети сами пробуют сочинить сказку. В процессе сказкотерапии у детей исчезает напряжение, расширяются их представления об эмоциях, они преодолевают барьеры общения, у них развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление и воображение.
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Предлагаю детям умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок.
В своей работе я применяю «Рижский метод закаливания». Дети шаркающим шагом проходят по очереди по «Дорожке Здоровья». Этот метод используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.
Детям очень полюбилась методика Алямовской В.А.«Контрастные водные ванночки для рук», которая проводится после прогулки, перед обедом.
Я наливаю в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня, бросаю в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев.
Игровой массаж А. Уманской включает несколько видов массажа.
1)Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Я провожу его 2-3 раза в день.
- «Найди и покажи носик»;
- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).
- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.
- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.
- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.
- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».
- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.
2)Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
3)Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Я проводожу его в игровой форме 2-3 раза в день.
- «Найдем и покажем ушки»;
- «Похлопает ушками»;
- «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей;
- «Покрутим козелком»;
- «Потрем ушки».
4)Закаливающий массаж подошв. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делаем в группе ежедневно.
Тесно взаимодействую со специалистами МБДОУ ДС «Теремок» в коррекционно-образовательной деятельности. С консультациями детский сад «Колокольчик» посещают педагог-психолог Ермакова Д.В., учитель-логопед Кутырёва Е.Ю., музыкальный руководитель Харитонова Ю.Д. Все визиты отмечаются в « Тетради взаимодействия со специалистами МБДОУ ДС «Теремок».
Периодически пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности. Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении проходят «Весёлые старты», «Дни здоровья», игровые и спортивно – познавательные программы.
Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй. Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна.
Применяя эти технологии в своей работе, я достигла следующих результатов:
- повышение уровня физического развития детей.
- развитие основных физических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия).
- положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости в нашей группе .
Я считаю, что подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.