Главная > Новости

"Интерактивный словарь"

Интерактивный словарь педагогов и родителей.

Авторская методика организации взаимодействия Е.Д.Фейзулаева.

 Актуальность: с того времени, как родители стали полноправными участниками образовательного процесса, появилась проблема - недостаточная психолого-педагогическая грамотность, образовательная просвещенность участников взаимодействия.

Немаловажный аспект коммуникации в системе «взрослый –взрослый» представлен общим языком,

 

Исследуемый феномен:

Фольклор. Роль фольклора  в
 в воспитании и обучении детей.

 

Косова Юлия Тема исследования: «Фольклор в нашей семье»

Косова Ю.: - «С детства в своей семье я слышала сказки, пословицы и поговорки, героический эпос. Мама и бабушка мне пели колыбельные песни. Я видела обряды, которые проводились в нашей семье и семьях наших родственников. Я подготовила брошюры с самыми популярными и любимыми  колыбельными. У меня двое детей, я так же не могла обойтись без традиционных колыбельных, сказок и потешек. Я подготовила брошюры с самыми популярными и любимыми  колыбельными. Давайте их прослушаем…..

 В данный момент, старшему ребенку 3 года, сейчас Семен больше предпочитает слушать, как я читаю сказки. А так же, больше внимания стал уделять настольным играм, мозаикам и так далее».

Старший воспитатель: - « Как вы считаете, фольклор, который использовали в вашей семье, как то повлиял на развитие ваших детей?»

Косова Ю.: - «Думаю, что конечно повлиял. Колыбельные и потешки  помогают успокаивать детей. И не только детей, мне самой это доставляет удовольствие. Я думаю, что  фольклор положительно влияет на развитие речи ребенка. А вот увлечение настольными играми, в данный момент, помогает развивать пальчики….»

Старший воспитатель: - « А вы думали о том, что речь и моторика рук неразрывно связаны между собой? Давайте послушаем специалиста…..»

 

Учитель – логопед  Кутырева Елена Юрьевна

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка.

Все движения организма и речевая моторика имеют единый механизм, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движения пальцев рук как бы подготавливает почву последующего формирования речи.                                                                          

Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в до речевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

 

В одном современном журнале попалась на глаза фраза: « В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца». Но почему - же мы забыли о наших русских народных играх типа «Сорока – Белобока», «Ладушки», в которые  на Руси играли с детьми с самого младенчества? Это ведь тоже гимнастика для рук! Как тут не вспомнить поговорку, что все новое – это хорошо забытое  старое. 

При работе с ребенком сначала все речевое сопровождение будет произносить только взрослый. Позднее ребенок начнет проговаривать слова вместе со взрослым. Сначала он попытается произнести последнее слово, затем два последних слова. Потом осилит и целую строчку.

 Мой совет:

- не ставьте перед ребенком непосильных задач,

-будьте терпеливы,

- одобряйте любую речевую активность ребенка, подбадривайте   его.

 

 

 

 

Музыкальный руководитель – Харитонова Ю.Д. 

   В раннем возрасте рекомендуется развивать у детей умение вслушиваться в музыку и запоминать. Создавать условия для обогащения слухового опыта: слушать мелодии звучащие на разных музыкальных инструментах.

  Также рекомендуется вводить песню в жизнь детей. Предлагать слушать песни в исполнение взрослого (с показом и без показа картинок) и поощрять подпевание. Учить запоминать слова песни и узнавать знакомые песни. Учить петь естественным голосом, без напряжения и выкрикивания звуков.

 

  В течении года рекомендуется предлагать для слушания до десяти песен.

  Знакомить с видами музыкальных движений: хлопать в ладоши, по коленям, притопывать одной или двумя ногами, выполнять пружинку. Создавать условия для свободных плясок. Для обогащения опыта использовать прямой показ движений.

 

  Также нужно вовлекать детей в игры сопровождаемые музыкой. Вызывать яркие эмоции, веселое настроение. Вводить образы знакомых фольклорных персонажей (зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка) для того, чтобы дети могли их изобразить в ходе игры. Использовать драматизацию песенки, сказки, потешки для развития эмоциональной отзывчивости.

 

 

 Педагог – психолог Ермакова Д.В.

Однако, каждая из присутствующих сегодня мам и бабушек, назвали одну и туже колыбельную, которую пели им в детстве, и поют они сейчас :


Баю, баюшки, баю,                                  Унесёт во лесок,
 Не ложися на краю.                                Под ракитовый кусток.

 Придёт серенький волчок                     К нам, волчок, не ходи,
 И ухватит за бочок.                                Мою детку не буди

  Можно с уверенностью сказать, что она появилась не одно столетие назад и продолжает жить как самая распространенная форма материнского, семейного фольклора до сих пор.

С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.

Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.

Что же такое - колыбельная песня? Это -  один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В данном жанре сохранились элементы заговора - оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка.

Колыбельные песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства. У каждого народа есть свои колыбельные песни со своими «секретами»: своя философия и свой взгляд на жизнь. У Сибирских народов через колыбельные передавались нравственные идеалы от одного поколения к другому. Согласно древним традициям татар, казахов, для каждого малыша создавалась своя колыбельная песня и всю жизнь служила ему оберегом, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. У ненецкого народа создавались песни как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом и особым руководством к действию. В колыбельной для девочки говорилось «будешь мне помощницей», а песня для мальчика содержала программу на будущее «ты хозяин и оленевод». Однако основное содержание народных колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.

Таким образом, народные колыбельные песни - это величайшее завоевание народной педагогики, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.