Проект "День птиц"
Проект «День птиц»
(Птицы Ростовской области)
Тип проекта: познавательный, социально - коммуникативный.
Срок: короткосрочный 01.04.2019 г.
Состав участников: дети разновозрастной группы, родители, воспитатель.
Актуальность:
Для формирования обобщенных представлений о птицах Ростовской области , развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных способностей детей .
Цель:
уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах Донского края, об их жизни в весенний период.
Задачи:
Ø Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о перелётных птицах Донского края (грачи, трясогузки, журавли и др.), забота о них;
Ø Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами;
Ø Формировать устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц, состоянием растительности;
Ø Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
Ø Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
Ø Укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;
Ø Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
Ø Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, конструированию; развивать творческие способности;
Ø Упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложениях;
Ø Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
Ø Развивать умение строить причинно-следственные связи;
Ø Учить понимать образный смысл загадок;
Ø Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Интеграция : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, чудожественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Подготовка к проведению проекта.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную литературу по теме.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
4. Составить перспективный план.
Работа с родителями:
постройка скворечников.
Ожидаемый результат:
- У детей сформирована система знаний о перелётных и зимующих птицах Ростовской области.
- Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни перелётных и зимующих птиц.
- Родители примут активное участие в реализации проекта.
Выполнение проекта:
Утренняя гимнастика. Комплекс «Птицы».
Беседа «Перелётные птицы Донского края».
Прослушивание записи «Голоса птиц весеннего леса».
-Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц).
-Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).
-Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Раньше на Руси, чтобы птицы прилетали, дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами также их позовём:
Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите к нам.
-Ребята, а как называются птицы, которые к нам весной прилетают? Почему и когда улетают?
Да, перелётные птицы- это птицы, которые тёплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны.
А почему они всё же возвращаются обратно? Ведь каждый перелёт очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. ( Выслушать ответы детей).
Учёные до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос. А я, думаю,что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, родители их учили добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.
Игра «Хорошо – плохо». (Можно с мячом)
-Что хорошего(плохого) в том, что птицы от нас улетают?(холодно, птицам голодно, насекомые спят и т. п.) (не видим птиц, не слышим их пения, погибают во время перелёта и т. п.).
Воспитатель обращает внимание детей на “чудо- дерево” на котором “сидят” перелётные птицы (скворец, соловей, ласточка, грач, кукушка, иволга, под деревом журавль).
-Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные)
-Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других?
(У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький, хвост как две косички.
У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные.
Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.)
Игра «Назови птиц ласково».
-Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос изменяйте слово “летает”.
Скворец – скворушка…(вылетает)
Соловей – соловушка…(улетает)
Кукушка – кукушечка…(прилетает)
Журавль – журавушка…(подлетает)
Грач – грачик…(залетает)
Строение птиц.
-Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?
(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).
Рисование птиц нетрадиционным способом (отпечаток ладони).
Коллективная работа « Сказочные птицы».
Упражнение «Скажи одним словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
-А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые).
-Из чего строят гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, берёзовой коры, лоскутков и др.)
-Ребята, а мы с вами можем помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, повесить на кустики вату и лоскутки для гнёзд.)
-Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).
Игра «Кого выводят эти птицы?»
Журавли – журавлят
Грачи – грачат
Скворцы – скворчат и т. д.
-Кто заботится кормит маму и птенцов? (Папа, самец)
-Кто вскармливает и растит потомство? (Обе птицы)
-А какая птица не выращивает своих птенцов, а подкладывает свои яйца в чужие гнёзда? (Да, это кукушки. Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые поедают мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть.)
-Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?
(Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.
-А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
(Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)
-Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.
И цветы, и трава, деревья, речки, птицы –
Все в природе на века пусть сохранится.
Очень много зависит лишь от нас,
И поэтому всем вам даем такой наказ…
Берегите травы, речку, лес и поле
Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,
Посмотрите, как красиво все кругом,
Ведь природа – это тоже чей-то дом
В гнёздах птицы голосисто нам поют,
А в лесах зверюшки разные пока живут!
Берегите эти земли, этих птиц!!!
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей в природе,
Берегите птиц, как себя!!!
Наблюдение за птицами на прогулке, прилетающими к нам на площадку(внешний вид. строение, окраска).
Игра «Один много».
В наших лесах много…(птиц).
Один соловей…(много соловьев).
Грач… (грачей).
Скворец… (скворцов).
Ласточка…(ласточек).
Кукушка… (кукушек).
Журавль…(журавлей).
Подвижная игра «Перелёт птиц».
Выбирается 2 ребёнка – это хищники, которые ловят птиц, остальные дети – перелётные птицы, которые «перелетают» с одного конца площадки на другой. По сигналу воспитателя, «хищники» пытаются их поймать.
Игра «Кто как говорит».
Ласточка…(щебечет).
Соловей…(заливается, свистит, щёлкает).
Журавль…(курлычит).
Жаворонок…(звенит).
«Закончи предложение»
Птенцы вылупились из…(яиц).
Птицы построили много…(гнёзд).
Для скворцов ребята и родители сделали много…(скворечников)
Чтение художественной литературы.
Чтение В. Бианки «Птичий календарь», «Что увидела сорока», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»; Г. Скребицкий «Крылаты соседи», И. Токмакова «Десять птичек стайка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», О. Дриз «Птичий праздник».
Д/и «Да – нет».
Надо найти задуманную птицу. Дети задают вопросы, на которые даётся ответ, только да или нет.
«Укрась птичку».
Раскрашивание контурных изображений. (Птицы Ростовской области).
Результат проекта.
1. Возрос интерес у детей к птицам Донского края.
2. Дети получили удовлетворение и много положительных эмоций от игр и творческой работы.
3. Повысился интерес родителей к жизни группы.