"Наши друзья - муравьи"
Проект «Муравей»
Актуальность.
Во время прогулки на участке около березы, были замечены муравьи. Некоторые дети заинтересовались ими, а другие посчитали, что муравьев нужно уничтожить. Между детьми разгорелся спор, что делать с муравьями. Я подвела их к мысли, что если мы не знаем, как поступить, нам нужно расширить знания о насекомых и на основе этих знаний принять соответствующее решение.
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о муравьях, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.
Детская цель: собрать и изучить сведения о муравьях; разгадать тайну муравейника, выяснить «Нужны ли муравьи в природе»?
Сотрудничество с семьей:
- Консультации «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».
- Изготовление родителями совместно с детьми и воспитателями макет муравейника.
Методы и формы работы:
v - наблюдения;
v - беседы;
v - рассматривание иллюстраций;
v - подвижные игры;
v - пальчиковые гимнастики;
v - дидактические игры;
v - заучивание стихотворений.
Этапы реализации проектной деятельности.
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми.
2- й - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний; макет муравейника, защита проекта.
Продукт проектной деятельности:
- Итоговое занятие по проекту «Муравей».
- Макет муравейника
Подготовительный этап:
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Информирование родителей о реализации проекта.
Основной этап:
- Беседа: «Насекомые»
- Рассматривание иллюстраций по теме, насекомых в природе.
- Чтение: Н. И. Сладков «Пень-муравейник», М. Пришвин "О муравьях", Ю. Ярмоленко «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе», Леонардо Да Винчи «Муравей и пшеничное зерно», Алтайская народная сказка, В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
- Просмотр познавательного видеофильма о жизни муравьев.
- Просмотр мультфильма по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
- Чтение стихов о муравьях, отгадывание загадок.
- Целевая прогулка «Муравьи»
- Подвижные игры. «Муравьи и дождь». «Муравьи и слон».
- Опытно - исследовательская деятельность детей: рассматривание муравья под лупой, опыт «Муравьиные дорожки».
- Консультации для родителей «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».
- Раскраска рисунка «Муравей».
- Наблюдение за насекомыми.
- Изготовление макета муравейника.
Заключительный этап:
- Итоговое занятие по проекту «Муравей».
- Изготовление макета муравейника.
Вывод:
Там, где есть много муравейников, никогда не будет вспышек массового размножения большинства вредных насекомых. Поэтому, просто необходимо охранять муравейники. Так долго и трудно их строить муравьям и так легко некоторым людям его сломать. Подошел кто-нибудь, просто так пнул ногой муравейник или расковырял его палкой, чтобы посмотреть, как начнет бегать и сердится муравьиный народ. А какое горе для муравьиного народа, ведь гибнет целая их страна. В одном муравейнике живет несколько миллионов муравьев – санитаров леса.
Мы никогда не будем ломать муравейники и другим ребятам не позволим этого делать, ведь мы теперь знаем все о жизни муравьев, и знаем, какие они труженики и настоящие санитары живой природы!
Материалы к проекту
Подвижные игры.
«Муравьи и дождь».
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик»старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».
«Муравьи и слон».
Цель: Развитие внимания,быстроты и ловкости.
Ход игры: Один водящий - слон, остальные муравьи.
Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души".
Дети танцуют как хотят.
Слон: " Расшумелись муравьи,
Надоели мне они.
Слон пошел гулять,
Муравьев топтать!"
Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.
Целевая прогулка «Муравьи»