Главная > Новости

"Наши друзья - муравьи"

Проект «Муравей»

Актуальность.

Во время прогулки на участке около березы, были замечены муравьи. Некоторые дети заинтересовались ими, а другие посчитали, что муравьев нужно уничтожить. Между детьми разгорелся спор, что делать с муравьями. Я подвела их к мысли, что если мы не знаем, как поступить, нам нужно расширить знания о насекомых и на основе этих знаний принять соответствующее решение.

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о муравьях, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.

 

Детская цель: собрать и изучить сведения о муравьях; разгадать тайну муравейника, выяснить «Нужны ли муравьи в природе»?

 

Сотрудничество с семьей:

  • Консультации «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе»«Опасные насекомые».
  • Изготовление родителями совместно с детьми и воспитателями макет муравейника.
  •  

Методы и формы работы:

v - наблюдения;

v - беседы;

v - рассматривание иллюстраций;

v - подвижные игры;

v - пальчиковые гимнастики;

v - дидактические игры;

v - заучивание стихотворений.

Этапы реализации проектной деятельности.

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми.

2- й - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний; макет муравейника, защита проекта.

Продукт проектной деятельности:

  • Итоговое занятие по проекту «Муравей».
  • Макет муравейника

Подготовительный этап:

  • Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни.
  • Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.
  • Подбор материала для продуктивной деятельности.
  • Информирование родителей о реализации проекта.

Основной этап:

  • Беседа«Насекомые»
  • Рассматривание иллюстраций по теме, насекомых в природе.
  • Чтение: Н. И. Сладков «Пень-муравейник», М. Пришвин "О муравьях", Ю. Ярмоленко «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе», Леонардо Да Винчи «Муравей и пшеничное зерно», Алтайская народная сказка, В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
  • Просмотр познавательного видеофильма о жизни муравьев.
  • Просмотр мультфильма по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
  • Чтение стихов о муравьях, отгадывание загадок.
  • Целевая прогулка «Муравьи»
  • Подвижные игры. «Муравьи и дождь»«Муравьи и слон».
  • Опытно - исследовательская деятельность детей: рассматривание муравья под лупой, опыт «Муравьиные дорожки».
  • Консультации для родителей «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе»«Опасные насекомые».
  • Раскраска рисунка «Муравей».
  • Наблюдение за насекомыми.
  • Изготовление макета муравейника.

Заключительный этап:

  • Итоговое занятие по проекту «Муравей».
  • Изготовление макета муравейника.

Вывод:

Там, где есть много муравейников, никогда не будет вспышек массового размножения большинства вредных насекомых. Поэтому, просто необходимо охранять муравейники. Так долго и трудно их строить муравьям и так легко некоторым людям его сломать. Подошел кто-нибудь, просто так пнул ногой муравейник или расковырял его палкой, чтобы посмотреть, как начнет бегать и сердится муравьиный народ. А какое горе для муравьиного народа, ведь гибнет целая их страна. В одном муравейнике живет несколько миллионов муравьев – санитаров леса.

Мы никогда не будем ломать муравейники и другим ребятам не позволим этого делать, ведь мы теперь знаем все о жизни муравьев, и знаем, какие они труженики и настоящие санитары живой природы!

Материалы к проекту

Подвижные игры.

«Муравьи и дождь».

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик»«Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде«Дождик начинается!»муравьи бегут в свои домики, а «дождик»старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

«Муравьи и слон».

Цель: Развитие внимания,быстроты и ловкости.

Ход игры: Один водящий - слон, остальные муравьи.

Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души".

Дети танцуют как хотят.

Слон: " Расшумелись муравьи,

Надоели мне они.

Слон пошел гулять,

Муравьев топтать!"

Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.

Целевая прогулка «Муравьи»