Главная > Новости

Семинар-практикум для родителей «Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушениями речи»

Тема: 
«Помощь родителям детей с речевыми нарушениями».

Цель:
способствовать формированию у родителей представлений об этапах речевого развития детей дошкольного возраста. 

Задачи:
- Повышать педагогическую компетентность родителей в области развития речевых способностей детей. 
- Предоставить родителям подборку игр и упражнений на развитие звукопроизношения, словаря и связной речи. 



Ход встречи:
1. Мини – лекция логопеда о речи как основном средстве общения. 
Логопед. Сегодня мы с вами будем строить дом из кирпичиков, где крыша дома - наша речь, а стены-кирпичики попробуем вместе с вами воссоздать… Мы предложим вам игры и упражнения, которые помогут правильно развивать речь ребенка. 
2. Практикум. 
1) Начнем с первого кирпичика - «звукопроизношение» - правильное произношение звуков родного языка. К 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным  произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то это уже не возрастное косноязычие, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы, а нарушение речевого развития. Такие дети и попадают в группу комбинированной направленности, по-другому – логопедическую группу. 
Логопед. От чего же зависит правильность и чёткость звукопроизношения, как вы думаете? Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, губ, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем его зубов, носоглотки, состоянием прикуса, уздечки. Наиболее активно участвует в образовании звуков язык. От его положения, от того, какую форму он принимает зависит произношение большинства звуков. 
- Тренировать подвижность артикуляционного аппарата поможет общий комплекс артикуляционных упражнений. Выполнять упражнения необходимо перед зеркалом для того, чтобы вы могли осуществлять зрительный контроль за правильностью выполнения движений. 
Губки растягиваем, вытягиваем - «улыбка», «поцелуйчик (слоник) ». 
Зубки сделали «заборчик». 
Язык - «выглянул из домика», «поглядел вправо-влево, вверх-вниз». Носик - правильно дышит «вдох носом, не поднимая плечи, выдох через рот». «Толстячки» и «худышки» - надуть щеки, втянуть щеки. 
«Лошадка фыркает» - выдыхать воздух через сомкнутые губы, вибрация губ. 
«Лошадка скачет» - рот широко открыт, щелканье языком. «Лошадка цокает копытами» - рот широко открыт, цоканье языком по бугоркам у верхних резцов. 
«Вкусное варенье» - облизывание губ языком. 
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Для образования большинства звуков необходимо, чтобы воздушная струя была направлена на середину языка, а не уходила в щёки. Силу, длительность и направленность выдоха помогут развить следующие упражнения: 
«Футбол» - понадобится кусочек ватки или комочек бумаги, кубики- ворота. Ребенок дует на ватку, не раздувая щеки. Можно дуть на язычок. Задуваем ватку - мяч в ворота.
«Фокус» - эту же ватку кладем на нос, открываем рот, широкий язык поднимаем вверх, дуем вверх, стараясь сдуть ватку с носа. 
«Шторм в стакане» - дуть в воду через соломинку для коктейля. 
-Также можно использовать различные игрушки, карандаши, кораблики, султанчики. 
2) Второй кирпичик - «фонематическое развитие».
Чтобы научиться произносить звуки ребёнок должен их слышать. Речевое развитие зависит от состояния физического слуха. Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка (фонема - звук). Различать близкие по звучанию слова - мал-мял, рак-лак, мишка-миска и т. п. Предлагаем вам поиграть в игры на развитие фонематического слуха:
«Отгадай, что я делаю» - на развитие слухового внимания и различение неречевых звуков. Педагог располагается за ширмой и совершает различные действия: рвёт 
бумагу, переливает воду, насыпает крупу, режет ножницами бумагу и т. п. 
«Веселый попугайчик» - формирование чувства ритма. Логопед проговаривает слоговые ряды с отхлопыванием каждого слога. По команде педагога, родители повторяют и отхлопывают - па-па-ба, та-да-та, са-са-за-за и т. д. 
«Поймай звук» - я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук «З», хлопните в ладоши (поймай комара). Выделять можно любой звук. 
«Собери словечко» - м - а - к «мак» и т. п. 
3) Следующий кирпичик нашего домика - «Словарь».
— Это тот словарный запас, которым владеет ребенок, его багаж. Словарь не только существительных (предметов, но и глаголов (действий, прилагательных (признаков). В дошкольном возрасте ребенок должен научиться классифицировать предметы. 
Игра «Назови одним словом» (посуда, мебель, одежда, обувь и т. д.) . В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь выделять лишний предмет и обосновывать свой выбор. Обогащать словарный запас детей можно везде и всюду. Идем по улице, едем в машине, готовим на кухне, возимся на огороде, купаемся в ванной. 
Например, купаясь в ванной рассмотрите два полотенца: махровое и льняное, сравните их (пушистое - гладкое, большое - маленькое, длинное - короткое, широкое - узкое). Расскажите, как оно попало к нам (ткач сделал ткань, швея - сшила, водитель - привез в магазин, продавец - продал, мы - купили). Занимаясь на кухне, расскажите, какие продукты лежат в холодильнике, из чего они сделаны, кто потрудился в их приготовлении, что из них готовят и как (режут, жарят, варят, тушат). 
Игра «Кто больше скажет слов» - возьмем игрушку Зайчика. Какой зайка? (подбираем прилагательные). Что умеет делать? (подбираем глаголы) .
4) Рассмотрим следующий раздел - кирпичик «Грамматический строй речи». 
Это умение согласовывать слова между собой, изменять слова. 
Игра «Краски» - учит согласовывать существительные и прилагательные. 
Например: Я - красный помидор, красное яблоко, красная ягодка. 
«Один много» - образуем множественное число существительных. У меня - один предмет, а у тебя - несколько (стол - столы, стул - стулья, яйцо - яйца и т. п.) 
«Что из чего? » - образование прилагательных от существительных (стеклянный, шерстяной и т. п.) . Очень важно четко произносить окончания слов, чтоб дети смогли правильно их расслышать и повторить. 
5) И последним кирпичиком нашего дома будет «Связная речь».
Чтобы дом был красивый, не кривой и кособокий, важен каждый кирпичик. Так и все разделы речи взаимосвязаны между собой и важны. 
Точного определения связной речи нет. Я предлагаю обратиться к понятию Львова: «Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки». Есть ещё такое определение: «Связная речь - развернутое изложение определенного содержания, 
которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически 
правильно и образно».
Связная речь — это деятельность; у каждой деятельности есть продукт. 
- Что является продуктом связной речи? (высказывание, рассказ
) .
Связная речь выражается в 2 формах: устной и письменной, и та и другая могут быть выражены в форме диалога и монолога. 
Диалог - разговор двух и более людей, постановка вопросов и ответов на них, побуждает к неполным, односложным ответам. 
Монологическая речь – развернутый вид речи одного лица, требующий полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение направлены на умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно. 
- Как вы считаете, каким видом речи прежде овладевает ребенок? Почему? 
По мнению педагогов и психологов именно монологическая устная речь является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Следовательно, необходимо развивать целенаправленно связную речь. В каких видах деятельности? (пересказ, составление рассказов-описаний, повествований) .
- Что такое пересказ? С пересказом все понятно, остановимся более подробно на рассказывании. 
По ведущему виду познавательной деятельности в работе по составлению рассказов различают тексты трех видов: по восприятию, представлению, воображению. 
Рассказы по восприятию могут быть:
- описательными по предмету, предметной картинке, пейзажной картине;
- повествовательными по сюжетной картине, серии сюжетных картинок;
Рассказы по представлению – рассказы из личного опыта. 
Рассказы по воображению - творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету) .
Показателями связной речи являются: понятность, последовательность, логичность, 
точность, плавность, связность, выразительность. 
Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, ее благополучие. Следовательно, речь взрослых является для детей образцом. Очень важно научить ребенка рассказывать сказки, пересказывать. Читая перед сном ребенку сказку, не спешите начинать новую главу. Предложите ребенку вспомнить, на чем вы остановились. Попросите рассказать содержание мультфильма, компьютерной игры и т. д., помогая правильно строить предложения. Придумывание сказок не только развивает речь, но и творчество, и фантазию детей. 
Игровой практикум (проводит логопед) 
Игра «3агадки». Один родитель описывает предложенную ему картинку с помощью трёх признаков, остальные родители – отгадывают. 
«Магазин игрушек». На полочке стоят игрушки. Родители будут «продавать» игрушку не называя ее, а описывая. «Я продам игрушку, которая. ». 
- Скажите, для какого вида рассказывания подходят эти игры? (описание) 
Игра «Прямой эфир»
Представьте, что вас пригласили на ТВ вести программу «Обучаем на дому». Дайте рекомендации по развитию связной речи 5-6 лет дома. Время вашего эфира 2 мин. 
Родители по желанию берут микрофон и дают устные рекомендации по развитию связной речи. 
3. Обратная связь (с мячом) 
- Что вам сегодня понравилось, запомнилось? 
Подведение итогов. 
Надеемся, что наша встреча была полезна для вас. Предлагаем вам памятки, по которым вы сможете организовать развивающую речевую работу с ребёнком самостоятельно. 

 Приложение 1

  • Проговорите звук совместно с ребенком.

 

  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.

 

  • Используете ли вы голос при произнесении звука.

 

  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.

 

  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.

 

  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.

 

  • Проговорите речевой материал на этот 
  •  

Приложение 2

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения артикуляционной гимнастики. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  4. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  5. Упражнения выполняются после показа взрослого.
  6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

  

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние, верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам

очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки

тянем губки прямо к ушкам.
      Потянули - перестали.

И нисколько не устали!

         Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю,
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я,

как лягушка.
А теперь слонёнок я,

хоботок есть у меня.

 

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта.

Тик-так, тик-так,

 ходят часики вот так.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

       Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий,

Получается лопатка
 И, при этом я считаю:  

раз, два, три, четыре, пять...

       Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну,

подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать:

раз, два, три, четыре, пять...

       Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит

и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом

и потянем остриём.

       Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас

станет горочкой у нас.
 Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз.
 Скатываются зубки с горочки.

       Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

 

Приложение 3

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.   Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. 

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

«Снежинка»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: вата, мелкие бумажки, пушинки.

Ход игры: ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Желательно не надувать щеки при выполнении этого упражнения.

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

 «Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый  выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

 «Задуй огонёк»

Ход игры: ребенку предлагается подуть на пламя свечи.

Также – «Подуй в дудочку!», «Надуй шарик»

 

 

Приложение 4

Речевой материал по коррекции нарушенного звукопроизношения

 

  1. Произнести слоги с изменением ударения

    ся –ся –ся             се - се - се            си –си - си               

    ся –ся –ся             се - се - се            си –си - си          

    ся – ся –ся            се – се –се            си – си -си

  1. Назови ласково

                  сосна – сосёнка

                  лестница –

                  бусы –

                  осина –

                  басня –

                  песня –

  1. Игра «1-2-5» - сеть, песня, песенка, осина, лесенка.
  2. Спряжение в настоящем времени по образцу 

                     Сидеть на лесенке и петь песенки.

              Я сижу на лесенке и пою песенки. (ты, он, она, мы, вы, они)

  1. Измени предложение по образцу

У Маши шуба. – Это Машина шуба.

У Миши машина. –

У Паши мешок. –

У Даши шахматы. –

У Саши шапка – ушанка. –

  1. Игра «Путаница». Скажи правильно. Образец: Павел, галстук, магазин, купил, в.  Павел купил в магазине галстук.

Павел, галстук, новый, надел.

Павел, ёлка, зал, в, поставил.

Павел, хлеб, колбас, с, ел.

Павел, балкон, на, стоял.

Павел, небо, молния, в, увидел.

Павел, халва, Ольга, угостил.

Небо, солнышко, в. полдень, светило.

  1. Измени предложения по образцу. Образец: Галка хочет пить.- галка хотела пить.

Галка хочет пить.

Галка кидает камешки в кувшин.

Галка пьёт воду.

Галка скачет возле кувшина.

Галка напьётся воды.

Вода поднимается все выше.

  1. Игра «Эхо». Образу слова по образцу.

Дом в два этажа – двухэтажный дом

Дом в пять этажей -

Дом в шесть  этажей -

В доме  много этажей –

Шкаф для книг –

Пакет из бумаги –

Костюм для пляжа –

Вагон для багажа -