Главная > Новости

«Возможности цветотерапии»

Мастер -  класс для родителей и педагогов 
«Возможности цветотерапии»
«Все мы родом из детства». Эти слова принадлежат знаменитому
французскому писателю, философу Антуану Экзюпери автору
книги «Маленький принц». Эти слова давно стали не только крылатыми, но
еще стали устойчивым выражением, к которому часто прибегают психологи,
когда хотят сказать, что многие наши проблемы пришли в нашу жизнь из
нашего детства. Ведь именно в детстве закладывается фундамент наших
будущих неудач или побед. Именно поэтому так важно вовремя поймать за
хвост проблему еще в детстве, что бы она не улетела в будущее. Некоторые
специалисты считают, что самым мягким и действенным способом
разобраться в проблемах ребенка без ущерба для его внутреннего мира
является цветотерапия.
Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при
помощи определенных цветов. Благодаря воздействию
определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов
в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже
начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.
В психодиагностике существуют «цветные методы», позволяющие
составить портрет личности, определить ее актуальное
психофизиологическое состояние и т. п. «Покажи мне свои любимые цвета -
и я скажу тебе, кто ты», - примерно так говорил выдающийся швейцарский
врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая известный цветной
личностный тест.
Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов
лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором
эмоционального и интеллектуального развития детей.
Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость,
устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию,
способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и
обмена веществ.
Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает
победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает
умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому
же он помогает при кашле. успокаивает, благоприятно влияет на работу
щитовидной железы.
Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение
комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление,
успокаивает дыхание.
Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при
энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и
бессилию.
ЦВЕТА РАССКАЖУТ О ХАРАКТЕРЕ РЕБЕНКА
Красный цвет - используют активные, непоседливые дети. Они живые,
непослушные, неугомонные.
Оранжевый цвет дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без
особых на то причин.
Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–
мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже
играя в одиночестве.
Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы.
Голубой цвет предпочитают спокойные дети.
Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делаю
не торопясь и обстоятельно.
Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные,
ранимые и очень эмоциональные.
Черный цвет выбираю дети, подвергшиеся стрессу.
Цветотерапия как самостоятельная наука берет начало с открытия
английских ученых Дауна и Блунта в 1877 году терапевтических свойств
ультрафиолетовых лучей, при помощи которых лечили кожные заболевания
и рахит. Кроме того, вкладом в развитие науки стали произведения
американских ученых Эдвина Баббита и Плизантона, в которых обозначено
терапевтическое влияние отдельного цвета спектра. Например, Баббит считал
необходимым лечить красным цветом бесплодие, желтым пользоваться в
качестве средства против запоров, а голубым при нервных расстройствах.
Теория цвета
Классификация цветов
Теплые цвета – это цвета, расположенные в хроматическом круге,
начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая
феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый
может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным
зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый
цвет, например, оранжевый.
Холодные цвета – это цвета от сине – фиолетового до желто – зеленого.
Однако, желто – зеленый может казаться более холодным рядом с красным и
более теплым рядом с синим.
Светлые или бледные цвета – это цвета, содержащие то или иное
количество белого цвета.
Темные цвета – это цвета, содержащие черный или дополнительный
цвета.
Яркие или насыщенные цвета – это цвета, в принципе не содержащие
ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие
относительно, так как, например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются
на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый
или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к
тусклым тонам, так как он становится коричневатым.
Тусклые цвета – это цвета, содержащие то или иное количество серого
или дополнительного цветов.
Развитие цветовосприятия в детском возрасте
В ходе многочисленных исследований установлено, что до 2,5—3 лет
ребенок воспринимает только ахроматические черный и белый цвета. С трех
до четырех он начинает воспринимать цвета первой хроматической оси —
синий и желтый, а после четырех очень быстро начинает распознавать цвета
второй хроматической оси — красный и зеленый. Полностью вся цветовая
гамма осваивается детьми к шести годам. Интересно, что любовь к цветам у
большинства ребят сменяется точно по хроматическому кругу в раннем
детстве (4—5 лет) почти все они любят красный цвет, примерно в 7—8 лет
любимым становится желтый, несколько позже — зеленый, и примерно к 10
годам предпочтение часто отдается синему. Нормальный уравновешенный
человек к тридцати годам обычно не определяет один из цветов как
предпочитаемый, а воспринимает все основные цвета одинаково.
Японские педагоги специально анализируют детские рисунки с целью
выявить в них отсутствующие цвета. Они считают, что нарушения в
цветовосприятии говорят о дисгармонии в психике, но если наладить
правильное восприятие цвета, то восстановится и гармония психической
жизни маленького человека.
Формы и методы использования цветотерапии в детском саду
Рассмотрим подробнее методы цветотерапии, способствующие
укреплению психофизического здоровья детей:
Рисование самый популярный метод цветотерапии. Оно позволяет
детям проявить себя. Мир рисунка безграничен как фантазия детей, поэтому
не всегда к прочтению образов нужно подходить буквально. Например,
черные и серые тона не обязательно тоска и негатив. Возможно, ребенок
просто экспериментирует и ищет применение этому цвету.
- Цветовая визуализация. Заключаются в рассматривании воображаемой
картинки или предмета определенного цвета. Мы берем лист бумаги,
окрашенный в зеленый цвет. Размер окрашенной площади должно быть не
менее 20х40 см. дети садятся на расстоянии 1,5 м от листа бумаги и
смотрят на него до 10 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы
глаз зафиксировал цвет, передал мозгу, откуда он поступит в центральную
нервную систему, а от нее – органу, на который данный цвет оказывает
наиболее сильное воздействие.
- Цветовая медитация. Дети садятся, закрывают глаза и стараются
представить, что помещение, в котором они находятся, окрасилось в
зеленый цвет. Когда детям трудно сразу «выловить» нужный цвет, мы
находим его среди окружающих нас предметов, сосредотачиваемся на нем
и закрываем глаза. Время медитации составляет до 10 минут.
- Цветная вода. Для осуществления данного метода цветотерапии
используются цветовые подставки (салфетка из хлобчатобумажной
ткани). На подставку зеленого цвета помещаем стакан с водой из тонкого,
чистого, прозрачного стекла с утолщенным дном. Вода прекрасно
воспринимает и сохраняет информацию, поэтому достаточно оставить
стакан с водой на зеленой подставке, вода воспримет и передаст
необходимую энергию. «Цветную» воду дети пьют не спеша, маленькими
глотками.
Приведём ещё несколько примеров по применению цветотерапии в
детском саду.
Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление).
Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться.
Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность,
восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети
расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и
смотрят на предметы определенного цвета, например, синего.
• Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает?
Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.)
Далее педагог описывает значение цвета, как он действует на организм.
Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого
цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.
• Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и
плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом.
Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика).
Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки):
Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев).
Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев).
Оранжевым (соединяют подушечки безымянных пальцев).
Красным (соединяют подушечки мизинцев).
По не пойму, отчего же всегда
Чёрной-пречёрной бывает вода (отображают эмоцию удивления:
поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в
стороны руки)?
После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно
свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.
Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка».
Желтое солнце на землю глядит. (Руки вверх, потянулись, глаза вверх).
Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево-вправо)
Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз)
Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны-вверх-вниз).
Желтая бабочка, желтая букашка.
Желтые лютики, желтая ромашка.
Желтое солнышко, желтенький песочек.
Желтый цвет - радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте)
Элементы цветотерапии можно применять и в логопедической
работе, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и
групповых.
Автоматизация звуков:
Автоматизация звука «р»: красный, розовый, бордовый, серый, чёрный,
оранжевый.
Автоматизация звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебряный.
Автоматизация звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый, серебряный.
Автоматизация звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зеленый.
Автоматизация звука «ж»: жёлтый, оранжевый.
Автоматизация звука «л»: белый, золотой, голубой, жёлтый.
Автоматизация звука «ль»: зелёный, фиолетовый. Автоматизация звука
«ч»: чёрный, коричневый.
Согласование существительных с прилагательными в роде и числе:
Синий платочек,
Синяя страна,
Синее небо,
Синие глаза.
Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам:
(Есть) синий василёк. (Нет) синего василька. (Подошёл) к синему васильку.
(Вижу) синий василёк. (Любуюсь) синим васильком. (Думаю) о синем
васильке.
Практическое усвоение предлогов:
Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты,
Розовая бабочка прилетела на розовую полянку,
Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике,
Розовая бабочка перелетела на розовую звезду.
Согласование количественных числительных с прилагательными и
существительными разных родов:
Одна розовая бусинка.
Две розовой бусинки.
Пять розовых бусинок.
II. Практическая часть
Методист: - Когда мы здороваемся, мы говорим: «Здравствуйте!», желая,
друг другу в первую очередь здоровья. Древние источники утверждают, что
во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е.,
кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем
воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами. Сегодня нас
здесь объединил этот практикум.
Давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем: Здравствуйте! (все
кланяются и опускают руки).
Методист: Я еще предлагаю каждому приоткрыть завесу тайны и дать
нам возможность хоть немного вас узнать. Итак, закончите предложение,
которое начинается словами: «Вы еще не знаете, что я…» и назовите цвет,
который вы ассоциируете со своей личностью, и поясните почему.
Методист: Упражнение «Создай свой имидж»
Цель: умение правильно повести себя в форс мажорных обстоятельствах,
дать полную оценку своего выбора.
Педагогам зачитывается телефонограмма: «Срочно через 15 минут на
конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 3 человек».
Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение
макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой группы необходимо отправить
на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор.
Тестирование по Люшеру – 5 минут.
Методист: Мы проявляем свою личность по-разному, но основные черты
уже знаем. С помощью цветодиагностики по тому, какой цвет человек
ставит на первое место, можно узнать собственный характер более детально.
Автор теста известный французский психолог Макс Люшер.
Решите, какой из восьми цветов вы бы поставили на первое место.
Каждый выбрал? Назовите, какие цвета вы предпочли.
Теперь я назову черты характера, типичные для выбранного цвета, а вы
соотнесите их с тем, что знаете о себе. Если возникает несогласие – что ж,
100% -го попадания быть не может, мы ведь непрерывно меняемся.
Но, возможно, это повод задуматься над тем, знаем ли мы себя.
 белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей
природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и
соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием. Этому цвету
может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не
отталкивает;
 черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие
жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает
жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии,
поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Чёрный цвет
парадоксален: связан с бесконечностью, с тишиной, с женской жизненной
силой, вызывает ощущение тайны, защищённости и утешения.
 серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые
долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также
нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко
заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель
импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается
также предпочтительным при сильных переутомления как барьер,
отгораживающий от раздражителей внешнего мира.
 красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел,
это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. У людей, которых
этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами,
склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет наиболее
предпочитаем подростками. Красное символизирует радость, красоту, любовь
и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну.
 коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди,
которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение
коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным
переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор
этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на
определенное физическое истощение.
 желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с
людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность,
любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия
от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Наибольшее
предпочтение желтому отдают беременные женщины.Желтый также
трактуется как цвет озарения.
 синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит
о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он
быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность
окружающих. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в
области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Выбор синего
цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и
психологическую потребность человека в покое.
 зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его
предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как
для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских
проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет
содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого
напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к
самоуверенности и уверенности вообще. Наряду с ними, зеленый цвет
отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического
истощения. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе,
но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску
называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости). Поделитесь,
пожалуйста, у кого были совпадения, у кого – расхождения.
Рисунок настроения – «С закрытыми глазами»
Методист: Теперь настроение, которое у вас сейчас, перенесите на листок
(на тарелку) с помощью цвета. Не старайтесь изображать сюжет, а просто
отпустите свою руку и берите те краски, к которым она потянется. Вольно
кладите их на лист – ограничений нет, все позволительно. После того как
рисунок завершен, походите с ним и поищите себе партнера по рисунку.
Нужно подвигаться, так как в движении цвет воспринимается иначе. Когда
пары определятся, опираясь на свой рисунок, выберите какой-либо цвети
составьте устную рекламу своему цвету.
Методист: А теперь внимание: презентация цвета! Следите за своими
ощущениями.
Цветное дыхание – 5 минут.
Цвет нас лечит – это бесспорно. Наиболее продвинутые руководители
уже создают в своих учреждениях комнаты цветотерапии для снятия
стрессов. Мы сейчас проделаем очень простое, но важное упражнение, с
помощью которого человек способен помочь самому себе снять головную
боль, поднять настроение.
Сядьте, пожалуйста, поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, минуту
последите за своим дыханием. А теперь отметьте место в теле, которое
болит, или проблемную зону и представьте, что на вдохе в это место вы
вдыхаете белый или золотой цвет, а выдыхаете всякую грязь. И так дышим
пару минут. Открывайте глаза. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями.
Удалось ли увидеть цвет? Получилось ли дышать? Что чувствовали?
Если у человека проблемы с печенью, ему рекомендуют носить желтое,
если с сердцем – зеленое. Ведь часто от цвета зависит не только настроение,
но и здоровье и судьба человека.
Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека)
Методист: На рисунке вы видите воздушный шар, который летит над
землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг
Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные
для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например,
деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш
воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно
избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть
вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Методист
записывает их на доске. Если слова повторяются, то руководитель
творческой группы ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных
ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих.
Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.
Методист: Тест на эмоциональное отношение.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.
1.Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда
ты идешь на работу.
2.Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда
ты занимаешься домашними делами.
3.…, когда думаешь о близких.
4.…, когда ты приходишь домой.
5.…, когда ты ложишься спать.
Обозначение цветов:
Красный - возбуждение, восторженное отношение
Оранжевый - радостное, приятное
Желтый - теплое, доброжелательное
Зеленый - спокойное
Синий - грусть, неудовлетворенность
Фиолетовый - коричневый- тревога
Черный - печаль, уныние.
Методист: «Цветная, прекрасная Родина моя»
На столе перед педагогами расположен лист ватмана и разноцветные
салфетки.
Педагоги по очереди, либо вместе разноветные салфетки клеют на ватман,
где заранее приготовлена карта Казахстана, используя разные цвета. Каждый
город Казахстана определяют одним цветом, в конце обьясняют почему они
выбрали именно этот цвет.
По завершению общего рисунка методист предлагает обсудить результат
(какие цвета преобладают, какое настроение выражает общий рисунок).
В завершении работы прошу вас записать свои впечатления на отдельном
заготовленном для вас листке, но вначале давайте закончим нашу
практическую часть: встанем в круг и с поклоном скажем, друг другу и всем
«спасибо» за работу и прекрасное общение, которое нас сегодня объединило
и сблизило.
Ритуал прощания
Разделить коллектив на два лагеря. Одни -психологи, вторые –клиенты.
Первая группа (психологи) слушает внимательно и запоминают задание.
Задание для психологов: -пригласить клиента к себе на колени, обнять, тихим
ласковым голосом говорить тёплые нежные слова, которые сами бы хотели
услышать. Клиент при этом сидит расслабленно, с закрытыми глазами. Затем
меняются местами, психологи становятся клиентами. Задание для
второй группы: говорить слова, которые в детстве слышали от своих мам.
Пожалуйста, возьмите листики.
Письменная рефлексия – 2 минуты.
Всем всего самого наилучшего!