Главная > Новости

«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ»

«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ»

Актуальность: С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Во все времена матери учили, учат своих детей тому, что на их взгляд пригодится ребенку в жизни. Так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности.

Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста

В настоящее время проектная деятельность стремительно входит в новые стандарты начального образования. Однако и в детском саду применение  метода проектов даёт положительные результаты.

Самым приемлемым методом работы в детском саду является проектнаяэкспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности детей с усвоением ими необходимых знаний в доступной форме

Цель:

Формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней.

Задачи:

• Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

• Формировать умение разнообразной деятельностью в природе и становления экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

• Накапливать с детьми эмоционально позитивный опыт общения с природой.

• Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих людей,

• Следовать экологическим правилам в доступных формах для ребёнка. 

Работу по формированию экологической культуры у дошкольников строилась следующим образом:

• Материал давался не в виде готовых знаний, а в виде проблем, проведение экспериментов, побуждающих к самостоятельному поиску.

• Создавалась ситуация успеха для каждого ребенка, используя дифференцированное задание с учетом их индивидуальных особенностей. 

Наибольшее применение в моей работе находит проектная деятельность.

Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования, и детей, и взрослых. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка. 

Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей позволила осваивать не только экологические представления, но и овладевать различными способами познавательной деятельности, учить проявлять отношение к объектам природы. 

Экологические проекты это для детей увлекательная игра в «учёных»«исследователей»«защитников природы»

Экологические проекты такие как – «Вода для растений»«Для чего нужны растения», ««Как удобряют почву для растений»«Осенний цветик семицветик»«Огород на подоконнике»«Берегите лес»«Будь природе другом»направлены на формирование основ бережного отношения к растительному миру природы.

Тем самым воспитывается у детей наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, формируется представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников. 

Выводы.

Анализируя результаты работы пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания,  полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее. 

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умениями целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер

Условия, которые были созданы-это уголок, природы, уголок проведения опытов, наблюдение, проекты, чтение художественной литературы, рассматривание работ художников, огород на окне, поделки из природного материала, способствовали тому, что у детей повысился интерес к природе. 

Знания детей природоведческого характера достигли того уровня, при котором они могут сравнить, обобщать, различать. Дети стали эмоционально активны на занятиях.Ведущим личностным достижением ребенка становится гуманное отношение к величайшей ценности – жизни.