«Дорога без опасности»
«Дорога без опасности»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности.
В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми, с родительской общественностью, с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.
Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа по данному разделу направлена на формирование у воспитанников навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях, в том числе на дороге и транспорте.
Основные задачи деятельности нашего детского сада по профилактике ДДТТ и воспитанию безопасного поведения на улицах:
-обеспечение непрерывности педагогического процесса, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах;
-совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
-воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения;
-формирование в семье навыков безопасного поведения на дорогах.
Чтобы реализовать эти задачи в МБДОУ ведется работа в следующих направлениях:
-интеграция образовательных областей при обучении воспитанников ПДД;
-повышение педагогической грамотности в вопросах ДДТТ и БДД;
-методическое обеспечение, обновление развивающей предметно-пространственной среды по обучению ПДД;
-взаимодействие с семьями воспитанников и социумом.
Для достижения положительного результата в работе с детьми по формированию знаний ПДД, педагогами осуществляется комплексный подход в соответствии с программными требованиями, не допускаются перегрузки детей излишней информацией.
Анализируя программные задачи по обучению детей дорожной азбуке, следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программные задачи работы с малышами: «совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар; понимать значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора», в дошкольных группах задачи постепенно усложняются.
Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, когда данный материал интегрирует во все образовательные области программы: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»; внедрен во все виды детской деятельности в непрерывно образовательную деятельность и в режимные моменты. Организация такой работы проводиться регулярно, планово, систематически.
Ребенок получает «теоретические» знания, пропускает через продуктивную деятельность, а затем реализовывает их в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Правила безопасного поведения в дорожной среде изучаются в процессе развивающих занятий, в основе которых лежит игра, как основной вид деятельности у малышей, которая используется в различных аспектах, в том числе и для закрепления знаний детей. Это сюжетно-ролевая, игра с правилами, дидактическая игра и, конечно, игровая образовательная ситуация. Моделируя на игрушках дорожные ситуации, педагог предлагает детям поупражняться в выполнении правил пешехода.
Познание «дорожной азбуки» происходит через дидактические игры и упражнения: «Какой огонек зажегся?», «О чем говорит светофор?», «На чем ездят люди?», «Чего не хватает?» и др.; сюжетно – ролевые игры: «Пешеходы», «Дорожное движение»; творческие игры «Транспорт», «Путешествие по городу»; продуктивную деятельность: рисование и аппликацию на темы: «Автобус», «Светофор», «Пешеходный переход», «Машины едут по улице» (коллективная работа); чтение художественной литературы: «Зайка-велосипедист» В. Клименко, А. Северный «Светофор», О. Трутин «Переход» и другие. Задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде
Закрепление, расширения и углубление знаний осуществляется в беседах с детьми, которые организуются во время проведения «Минуток безопасности», в первой и во второй половине дня или на прогулке. С детьми проводятся беседы на темы: «Как вести себя на улице?», «Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать» и т.д., просмотры видеофильмов, подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Светофор», «Красный, желтый, зеленый». Малыши рассматривают подборку картинок «Дорожная азбука», иллюстрации, альбомы, детские книжки по данной тематике, лепбуки «ПДД для малышей».
Вопросы безопасного поведения в дорожной среде рассматриваются с воспитанниками при чтении, работе с картинками, отгадывании загадок, проведении конкурсов, досугов, развлечений и других мероприятий.
Для того, чтобы педагоги сами владели знаниями по вопросам профилактики ДДТТ и могли доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания по ПДД, с ними проводится систематическая работа.
В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно-методический комплекс: дидактический и демонстрационный материал, конспекты занятий, обучающие видеофильмы, картотеки бесед и прогулок, игр, стихотворений, загадок.
При планировании работы по пропаганде и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми неотъемлемой частью является тесное взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.
Работе с родителями в детском саду уделяется большое внимание, ведь именно они каждый день и не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность по предупреждению детских дорожно-транспортных происшествий, безопасного поведения на улице ведется в следующих направлениях:
- повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения и культуры поведения на улице;
- пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации;
- привлечение родителей к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;
- активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с сотрудниками ГИБДД;
- ознакомление с результатами мониторинга динамики детского дорожно-транспортного травматизма в городе;
- совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Родители являются первыми помощниками МБДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения. Следует подчеркнуть, что только совместными усилиями детского сада и семьи можно научить детей соблюдать столь необходимые в их будущей жизни правила дорожного движения и основы безопасности жизни.
Организуя такую важную работу по профилактике ДДТТ с родителями, педагоги используют следующие формы работы:
1.Анкетирование, тестирование, опрос
2. Проектная деятельность, развлечения, праздники
3. Родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах.
4. Мастер-классы
5. Проведение бесед, консультаций.
6. Организация выставок совместного творчества: поделок, рисунков, аппликаций.
Регулярно педагоги размещают в родительских уголках информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятки для родителей по правилам дорожного движения», проводят родительские собрания: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода», «Наши помощники».
Мы считаем, что направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование работы по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Наша работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят новые малыши и наша задача готовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах, «чтобы жили и дружили люди и автомобили».