Воспитательная работа
Положение о рабочей группе по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ ДС «Теремок»
План воспитательной работы на 2021-2022 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ ДС «Теремок» (ООП МБДОУ ДС «Теремок»). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебнометодического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных
общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения воспитанниковв социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их людьми.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6.б ФГОС ДО)
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п.(4.6. ФГОС ДО).
В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками.
Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:
раздел «Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса» (описание специфики деятельности ДОУ);
раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые ДОУ предстоит решать для достижения цели;
раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором ДОУ показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания.
Данный раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей.
Инвариантные модули
|
|||
Воспитатель в возрастной группе |
Образовательная деятельность |
Работа с родителями |
Сетевое Взаимодействие с другими ОО |
Вариативные модули
|
|||
Ключевые общесадиковые мероприятия |
Создание развивающей среды |
|
Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы ДОУ. Воспитательные задачи реализуются в содержании образовательных областей , согласно ФГОС ДО, обеспечивая их интеграцию.
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», показывает, каким образом в ДОУ осуществляется самоанализ организуемой в нем воспитательной работы. Раздел содержит перечень основных направлений, дополнен критериями и способами его осуществления.
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы с указанием конкретных мероприятий и примерных сроков их проведения.
Программа позволяет педагогическим работникам и родителям скоординировать свои усилия, направленные на воспитание подрастающего поколения.
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ДОУ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБДОУ ДС «Теремок» расположен в типовом здании, по адресу
- 346562, Ростовская область, Усть-Донецкий район, ст. Мелиховская, ул. Р-Люксембург, 141.
- 346562, Ростовская область, Усть-Донецкий район, ст. Мелиховская, пер.12-й, 8.
Организация имеет в своей структуре филиалы, обеспечивающее осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания воспитанников. Филиалы не является юридическим лицом и действуют на основании Устава Организации и Положения о филиале:
- детский сад «Ромашка» филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Теремок», расположенный по адресу:
346563, Ростовская область, Усть-Донецкий район, п. Керчикский, ул. Виноградная, 3А;
- детский сад «Колокольчик» филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Теремок», расположенный по адресу:
346563, Ростовская область, Усть-Донецкий район, х. Исаевский, пер. Весёлый, 6.
Район является экологически чистым, имеются оборудованные тротуары для пешеходов, пешеходные переходы. Рядом с ДОО находится МБУК КПЦ, МСОШ, библиотека. ДОО имеет возможность для осуществления сетевого взаимодействия как с указанными образовательными организациями. ДОО располагает базой: музыкальный зал, спортивный зал, «Казачья горница», «Театральная», комната для ИЗО занятий. Имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий.
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям.
Процесс воспитания в ДОО основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
- позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений - как детей, так и взрослых - в реализации программы воспитания;
- партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые общесадиковые мероприятия, мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника);
- в проведении общесадиковых мероприятий поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле;
- педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе;
- ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые национальные ценности:
Патриотизм -нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё.
Социальная солидарность -единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей.
Гражданственность качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона; в более общем значении забота об общественном благе, концентрация помыслов и чувств на идее гражданского долга.
Семья- социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Труд и творчество- это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Среди людей, владеющих каким-либо ремеслом, есть такие, которые вызывают восторг от результатов его труда.
Наука- область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа.
Традиционные религии- ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении длительного времени.
Искусство и литература - одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности.
Природа - материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.
Человечество - совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).
Здоровье -состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях общая цель воспитания в ДОО:
формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей здорового образа жизни, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников.
- В воспитании детей младшего дошкольного возраста
- обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности.
Задачи:
- развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
- сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
- развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
- содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
-сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и
убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;
- сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).
- В воспитании детей старшего дошкольного возраста цель:
- обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуально- познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств.
Задачи:
- обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
- поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;
- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности,
формирование основ патриотизма;
- углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни;
-сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы;
- развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов;
- поощрять проявления морально-волевых качеств.
Организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение вопросов личностного развития детей.
Задачи:
1.Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Повышение педагогической культуры родителей.
Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие: -сотрудничество - общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;
-взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.
(приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит примерный характер)
Виды деятельности - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), -познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
- восприятие художественной литературы и фольклора,
-самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), -конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
-двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы организации деятельности
- игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;
-тематический модуль, коллекционирование,
-чтение, беседа/разговор, ситуации,
-конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,
-проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки.
-мастерская, клубный час,
- праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,
-театрализованные игры, инсценировки.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в соответствующем модуле.
Модули.
Описание содержания модулей выполнено в порядке их значимости для реализации воспитательных задач в дошкольном учреждении.
Модуль «Ключевые общесадиковые мероприятия»
Конкурсные и праздничные мероприятия, физкультурно-спортивные соревнования - главные традиционные события в ДОУ, которые организуются для всех детей. Мероприятия, предусмотренные Календарем образовательных событий и знаменательных дат РФ, также частично ревизуются через общесадиковые мероприятия. К таким мероприятиям готовятся и дети, и взрослые (педагоги, родители) На мероприятия могут приглашаться представители других организаций - инспектор ГИБДД, учитель и ученики начальных классов школы, представители краеведческого музея, спортивного центра и другие. Характер проводимых мероприятий всегда является эмоционально насыщенным, активным, познавательным, с разнообразной детской деятельностью.
Клубный час, экологическая акция - также являются традиционными мероприятиями, максимально участвуют все дети, родители, сотрудники. Проводится большая предварительная работа среди детей и родителей по подготовке к мероприятию.
Характер проводимых мероприятий является в первую очередь социально-активным, формирующим у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для блага других, познавательным, продуктивным - всегда есть результат деятельности, выраженный в конкретном продукте.
Ключевые общесадиковые мероприятия могут быть связаны с уровнем муниципального , краевого и всероссийского. Дети и педагоги, родители становятся активными участниками конкурсов, соревнований, организуемых Домом детского творчества, ГАИ ГИБДД и тд.
Модуль «Воспитатель в возрастной группе»
Воспитатель осуществляет работу с конкретной группой детей, родителями, а также другими педагогами, включая специалистов ДОУ. Работа педагогом проводится как фронтально, так и индивидуально с каждым ребенком. Воспитатель реализует воспитательные задачи посредством использования следующих форм организации детской деятельности: игра, игровое упражнение, игра-путешествие, тематический модуль, чтение, беседа/разговор, ситуации, конкурсы, викторины, краткосрочные проекты, занятия, коллекционирование, творческая мастерская, эксперименты, длительные наблюдения, коллективное творческое дело, экскурсии, пешеходные прогулки. Кроме этого воспитатель планирует и проводит ежедневную работу по формированию у детей культурно-гигиенических навыков , правил поведения и взаимоотношения, речевого этикета. Ежедневная работа по воспитанию отражается в календарном плане педагога.
Воспитатель также обеспечивает взаимодействие между детьми и другими педагогами ДОУ, между родителями и детьми, между детьми своей группы и другой возрастной группы. Мероприятия носят систематический характер, максимальное внимание уделяется детской игре в различных ее видах, организации элементарной трудовой деятельности, индивидуальной работе.
Характер проводимых мероприятий в первую очередь призван обеспечивать доверительные отношения между воспитателем и ребенком, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб воспитателя, привлечению их внимания к обсуждаемой в режиме дня деятельности, активизации их социально-коммуникативной деятельности. Побуждение детей соблюдать в течение дня пребывания в ДОУ общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками.
Модуль «Образовательная деятельность»
Образовательная деятельность с детьми предполагает организацию и проведение воспитателем таких форм, как занимательное занятие, дидактическая игра, игровое упражнение, игра-путешествие, чтение, беседа/разговор, ситуация, театрализованные игры и инсценировки, длительные наблюдения, опыты, эксперименты, экскурсии, пешеходные прогулки.
Характер проводимых мероприятий призван привлечь внимание воспитанников к ценностному аспекту изучаемых в рамках образовательной деятельности явлений, знакомство с социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания детей своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, обмена личным опытом.
Основное назначение данного модуля состоит в использование воспитательного потенциала содержания образовательной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОУ в данном вопросе.
Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.
На уровне группы и ДОУ.
Родительский комитет группы, члены общесадикового родительского комитета, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся.
Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов.
Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные моменты, образовательную деятельность, общесадиковые мероприятия, для получения представления о ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ.
Общесадиковые родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения важных вопросов воспитания детей.
Родительские форумы при интернет-сайте ДОУ, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психолога и педагогических работников, руководителя ДОО.
Участие родителей в общесадиковых мероприятиях: праздниках, экологических акциях, творческих мастерских, проектах, физкультурно-спортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных прогулках. Подготовка и участие в конкурсах на уровне муниципалитета, ДОО, подготовка проектов по оформлению помещений ДОО к праздникам, оформлению территории ДОО к летне-оздоровительному сезону и зимним играм.
На индивидуальном уровне.
Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием конкретного ребенка, а также конфликтными ситуациями между семьями.
Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности общесадиковых и групповых.
Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. Регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их ребенка, о состоянии здоровья, о жизни группы в целом. Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению творческих дел группы. Организация внутри группы семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и ДОУ.
Модуль «Сетевое взаимодействие с другими ОО»
Сетевое взаимодействие осуществляется с образовательными организациями, спортивнооздоровительными, среди них: «ДЮСШ». Организация мероприятий проводится на основе договора о сотрудничестве и плана работы. Мероприятия проводятся на базе ДОО. Договор и план мероприятий заключается ежегодно , с остальными организациями мероприятия имеют разовый характер, проводятся по предварительной договоренности.
Модуль «Создание развивающей среды»
Оформление интерьера помещений дошкольного учреждения (холла, коридоров, групповых помещений, залов и т.п. периодически обновляется;
-размещение на стенах ДОО регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ детей и родителей, позволяет реализовать свой творческий потенциал, а также знакомит их с работами друг друга; фотоотчеты об интересных событиях, происходящих в ДОО (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.) размещаются на общесадиковых и групповых стендах;
-озеленение территории, разбивка клумб, оборудование игровых площадок, доступных и приспособленных для детей разных возрастных групп, позволяет разделить свободное пространство ДОУ на зоны активного и тихого отдыха;
- создание и поддержание в рабочем состоянии в приемной каждой группы стеллажей свободного книгообмена, родители и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать их для чтения;
- благоустройство групповых помещений осуществляется по творческим проектам воспитателя и родителей воспитанников, при этом педагоги имеют возможность проявить свою творческую инициативу, привлечь родителей к активному участию в оформлении развивающей среды для своих детей;
- событийный дизайн - к каждому празднику и знаменательному мероприятию в ДОУ оформляется пространство музыкального зала, групповых помещений, центрального холла;
-совместная с родителями разработка, создание и популяризация особой символики ДОУ ( логотип, стихи, символы групп по возрастам и т.п.);
-регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков территории ДОО (высадка культурных растений, разбивка газонов, сооружение альпийских горок, декоративное оформление отведенных для детских проектов мест);
Самоанализ организуемой в МБДОУ ДС «Теремок» воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБДОУ , являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами; • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей - это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа организуемого в МБДОУ ДС «Теремок» воспитательного процесса являются:
- Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ.
- Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
- Состояние организуемой в МБДОУ совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ ДС «Теремок». Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общесадовских мероприятий;
- качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
- качеством проводимых экскурсий, походов;
- качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).
Основные локальные акты:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ ДС «Теремок»
- План работы на учебный год
- Календарный учебный граф
Литература
|
Автор, составитель |
Наименование издания |
Издательство |
Год издания |
1 |
Князева О.Л. |
Я - ты - мы. Программа социально - эмоционального развития дошкольников |
Москва:«Мозайка- Синтез» |
2005г. |
2 |
Арушанова А.Г. |
«Развитие коммуникативных способностей дошкольника». |
Москва: «Т.Ц Сфера» |
2012г. |
|
3 |
Гришаева Н.П. |
«Педагогическая технология «Клубный час», как средство реализации поведения дошкольников в образовательном комплексе». |
Москва:«Вентана- Граф» |
2015г. |
4 |
Г алигузоваЛ.Н., Смирнова Е.С. |
Ступени общения: от года до семи лет |
Москва: Просвещение: |
1986г. |
5 |
Артёмова Л.В. |
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников |
Москва: Просвещение: |
1991. |
6 |
РС.Буре, Воробьёва М.В., Давидович В.Н. и др. |
Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников.: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей |
Москва: Просвещение: |
2004г. |
7 |
Курочкина И.Н. |
Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников |
Москва: «Владос» |
2001г. |
8 |
Николаева С.О. |
Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: литературный и музыкально - игровой материал |
Москва: «Владос» |
2005г. |
9 |
Юдина Е.Г., Степанова Г.П., Денисова Е.Д. |
Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. |
Москва: Просвещение: |
2003 г. |
10 |
Римашевская Л.С. |
Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. |
Учебнометодическое пособие, центр педагогического образования, |
2007 |
|
Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год.
Модуль «Ключевые общесадиковые мероприятия»
ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ТРАДИЦИИ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ДОУ
Календарный период |
Возрастные группы |
||||
Группа раннего возраста «Ягодки» |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подгот. группа |
|
Сентябрь |
Адаптационный период |
Развлечение «Весело у нас в саду!» |
Развлечение «Весело у нас в саду!» |
Развлечение «День знаний» |
Развлечение «День знаний» ; «Мир знаний» - КВН
|
|
|
|
Квест «Внимание на дорогу». «Дом без опасности» . |
||
Проведение тематических бесед, игр, тренингов, направленных на формирование интереса к ЗОЖ; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств. |
|||||
Октябрь |
Общесадиковое развлечение «Здравствуй, Осень» |
||||
Ноябрь |
|
Концерт «Самой близкой и родной!» в честь Дня матери. |
Праздник «День народного единства» Флешмоб «Поздравляем с Днем матери!» |
||
Декабрь |
|
Экологическая акция совместно с родителями. Мероприятие проводится с родителями. |
|||
Утренники «Здравствуй, Новый год», «Елка Эколят» проводятся в каждой возрастной группе |
|||||
Январь |
Развлечение «Прощаемся с елочкой» - общесадиковое |
||||
«Неделя здоровья» |
|||||
Январь |
|
|
Тематическое занятие «Это страшное слово «война!» |
День полного освобождения Ленинграда от блокады |
День полного освобождения Ленинграда от блокады |
|
|
|
|
«Блокадный хлеб» - акция |
«Блокадный хлеб» - акция |
Февраль |
День родного языка «Русская народная сказка» - игры/театрализации |
День родного языка «Русская народная сказка» - игры/театрализации |
«День родного языка» - досуг «Наш родной русский язык!» |
«День родного языка» - досуг «Языки разных народов мира. Язык русского народа» |
«День родного языка» - досуг «Фразеологизмы - что это, когда мы их употребляем!?» |
|
|
|
Праздник «День защитников Отечества» |
Праздник «День защитников Отечества» |
Праздник «День защитников Отечества» |
Март |
Утренники, посвященные 8 марта - общесадиковое мероприятие |
||||
|
|
Клубный час «Мой друг - книжка» |
|||
Музыкальная гостиная «Смотрим и слушаем музыкальную сказку Чайковского «Щелкунчик» |
«Музыкальная гостиная - слушаем музыкальную сказку Прокофьева «Петя и волк» |
||||
Апрель |
Развлечение «Разноцветные лучики Весны» |
Развлечение «Весна - красна, капель звонка, цветы ярки!» по народным мотивам. |
Тематическое занятие «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» |
«Человек в космосе» - тематическое занятие |
|
Экологическая акция «День Земли» проводится с детьми, родителями, «День реки».. |
|||||
Май |
|
|
«День Победы!» общесадиковое праздничное мероприятие, экскурсия в Сквер Победы совместно с родителями, возложение цветов к памятнику героям Великой Отечественной войны родного города |
||
|
Готовят поздравительные номера для ребят подготовительной группы |
Праздник «До свиданья, детский сад!» |
|||
Июнь |
«Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо....» праздничное общесадиковое мероприятие |
||||
|
|
Викторина «День русского языка - Пушкинский день России« Знатоки русского языка!» - |
|||
Июнь |
|
|
«Свеча памяти» - акция «День памяти и скорби» |
||
Август |
|
|
День Российского флага - тематическое развлечение |
|
Физкультурно-спортивные мероприятия, соревнования в ДОУ
|
|
|
КОНКУРСЫ В ДОУ
|
|
Модуль «Воспитатель в возрастной группе» В данном модуле работа планируется на основе тематических блоков, связана по содержанию с Рабочеми програмами групп, образовательными областями ФГОС ДО.
|
|
сентябрь,2неделя Тема « Мы играем». |
Сюжетно-ролевые игры (на объединение в малые группы). Разучивание правил поведения во время игр. Самостоятельная игровая деятельность детей. Д/и «Изобрази себя другим» |
сентябрь,4неделя Тема « Мы трудимся». |
Труд детей в уголке природы.. Разучивание пословиц о труде. Кукольный театр (сценки о труде, о спорах во время работы). Способы справедливого разрешения конфликтов. |
октябрь,2неделя Тема « Мы рисуем» |
Интегрированное занятие на тему «Осень» (стихи, песни, подвижные игры, коллективная аппликация «Листопад»). Д/и «Вот я какой (ая)!» |
ноябрь, 2 неделя Тема « Как мы играем и занимаемся в группе» |
Беседа на тему «Как мы играем и занимаемся в группе». Составление рассказов из личного опыта. Инсценировка о хороших и плохих поступках друзей. Участие в мероприятиях «Клубного часа» |
январь,3неделя Тема « Мы - спортсмены» |
Игры в физкультурном уголке. Беседа о взаимопомощи в спорте. Совместное соревнование «Дружные, смелые, ловкие умелые» |
февраль , 1неделя Тема «Люди вокруг нас» |
Педагогические ситуации о нормах отношений: доброжелательность, честность, отзывчивость. «Все мы разные» Спектакль кукольного театра. По сказке «Репка» Подвижные игры. |
февраль ,2 неделя Тема « В гостях у тети Ласки». |
Упражнения на подбор ласковых имен и названий предметов. Игры-загадки. Фольклорное занятие. Педагогические ситуации о нормах отношений: доброжелательность, честность, отзывчивость. «Обычный - странный» |
3 блок «Я в мире людей»
|
Тема работы |
Форма проведения мероприятия, содержание |
сентябрь .1неделя Тема «Как вести себя в группе». |
Знакомство с правилами поведения в группе. Экскурсия по групповой комнате (на выделение различных зон: игровая, для занятий и пр. и правила поведения в них). Д/и «Встреча эмоций». |
октябрь, 1 неделя Тема « Правила поведения в ДОУ» |
Беседа о правилах поведения в ДОУ(в музыкальном зале, в коридоре, в спортивном зале, экоцентра). Сюжетно-ролевая игра. |
|
октябрь, 2 неделя Тема « Правила поведения на улице». |
Разыгрывание ситуаций с куклами на правила поведения на улице. Просмотр фильма «Домовенок Непослуха». Прогулка по улице (отработка правил). Сюжетно -ролевая игра «Поездка на автобусе». |
октябрь, апрель 2неделя Тема «Экскурсии». |
Беседа о прогулках и экскурсиях. Правила поведения в природе (бережное отношение к природе, опасности в природе). Целевая прогулка. |
ноябрь, 3 неделя Тема « Правила поведения за столом» |
Игра-занятие «Мы в гостях». Дидактические игры (на правила поведения за столом). Сюжетно-ролевые игры с куклами. |
декабрь, 1неделя Тема « Вместе занимаемся, вместе трудимся». |
Планирование работы в уголке природы (на умение договариваться, планировать совместную работу). Чтение сказки «Заяц-Хваста». Беседа по содержанию (введение понятия «скромный человек», правила поведения ). |
В течении года Тема «Вместе отдыхаем». |
Посещение концерта (отработка правил поведения в зале). Совместные игры (диагностика межличностных отношений). Посещение детей в старших группах. |
январь, февраль1 -3 недели Тема «Хорошие поступки. |
Педагогическая ситуация о нарушениях правил поведения. Спектакль «Хорошие и плохие поступки». Введение понятий: «честность», «правдивость». |
март,4 неделя «Вежливый человек». |
Участие в мероприятиях «Клубного часа» Инсценировка о «вежливых словах». Беседа о вежливости. Спектакль в картинках по произведению В. Осеевой «Вежливое слово». |
4 блок «Природа и я»
|
ноябрь. 2неделя Тема «Дикие животные». |
Интегрированное занятие «Путешествие в лес» (загадки о лесе, его обитателях, составление описательных рассказов, разминка, имитирующая походку животного). |
Декабрь,4неделя Тема « Растения зимой». |
Рассматривание иллюстраций растений в зимнем уборе . Занятие по изобразительной деятельности «Зима». Прогулка. Наблюдение за растениями в зимнем уборе. Рассказ о жизни растений в холодный период. Мероприятия по заботливому отношению к растениям (сгребают снег вокруг деревьев). |
март-апрель,1-4 недели Тема «Насекомые» |
Введение понятия «насекомые». Наблюдение за насекомыми в природе. Рассматривание иллюстраций на тему «Насекомые». Рисование «Бабочка». |
апрель, май. 2-3недели Тема « Растения» |
Целевая прогулка в парк. Наблюдение за растениями. Различение деревьев и кустарников по листьям, коре. Изготовление гербария. |
май,4неделя Тема «Весна» |
Наблюдение за трудом людей в саду Труд на участке. Наблюдение за цветущим садом. Аппликация «Цветущая яблоня». |
май , 2неделя Тема «Домашние животные». |
Наблюдение за котенком. Загадки о домашних животных. Рассматривание картин о домашних животных, беседа по содержанию. |
Июнь,2неделя Тема « Мы любим природу». |
Поход на природу. Дидактическая игра «Правила поведения в природе». Подвижные игры. |
Дети 5-6 лет 1 блок «Моя семья. Моя Родина»
|
ноябрь, 3 неделя Тема « Вместе учимся, играем, трудимся». |
Ручной труд (индивидуальное и подгрупповое обучение). Театрализованные игры по сказкам: «Необычное путешествие» Д/и «Сумочка», «Сердечко», «Моя копилка». |
ноябрь, 4неделя Тема « Доброта». |
Беседа о заболевших детях. Работа в мастерской (изготовление подарков для них). Сюжетно-ролевая игра «Больница». Слушание музыки П.Чайковского «Болезнь куклы», беседа о характере музыки. |
декабрь, 1неделя Тема «Товарищ». |
Беседа с подгруппами на тему «О товариществе». Введение понятия «товарищ». Разъяснение педагогических ситуаций, в которых проявляются товарищеские качества. Д/и « Вот, мы какие!» |
февраль, 1неделя Тема « Люди разных национальностей». |
Рассматривание карты России. Рассказ о людях разных национальностей, живущих в России. Знакомство с этнографическими особенностями (обычаи, костюмы). Аппликация или декоративное рисование народных орнаментов. Подвижные игры народов России. |
март, 4неделя Тема « Наши поступки». |
Рассматривание книг нравственного содержания, беседы по содержанию. «Книга для воспитанных детей» Просмотр в/ф. «Вовка добрая душа» Педагогические ситуации о разном поведении детей: Игровая обучающая ситуация «Лесное происшествие» |
апрель,3неделя Тема «Аморальные качества». |
Просмотр видеофильма «Путешествия незнайки» беседа по содержанию. Разыгрывание сценок и педагогических ситуаций, в которых проявляются отрицательные черты характера: хитрость, лживость. Примеры детей из личного опыта. |
май, 4 неделя Тема «Забота» |
«Добрые и злые поступки». Д/и. «Ссоры», Д/и «Банк идей» Беседа «Как помочь пожилым людям» Трудовые поручения на участке. Уборка территории. 3 блок «Я в мире людей» |
Тема работы |
Форма проведения мероприятия, содержание |
сентябрь,1неделя Тема « Мы в ДОУ» |
Беседа о правилах поведения в ДОУ. Составление описательных рассказов. К/и. «Кого нет , и во что он был одет?» Педагогические ситуации и инсценировки: К/и «Ссора» |
сентябрь,2неделя Тема «Правила |
Сюжетно-ролевая игра «Праздничный ужин». Рассматривание книг по сервировке стола. С/р. «К нам гости пришли. Лепка посуды (в подарок). |
поведения за столом» |
|
Октябрь,1неделя Тема « Идем в гости». |
Беседа на тему о правилах поведения в гостях. Поход в гости в одну из групп. Д/и. «Ворчун и весельчак» К/и. «Добрый день. Спасибо, здравствуйте» |
ноябрь, 2 неделя Тема « Кинотеатр». |
Беседа о правилах поведения в театре. Постановка кукольного театра, по сказке «Теремок» для малышей(отработка навыков правильного поведения). Д/и «Календарь эмоций». Д/и. «Чьё окошко?». |
ноябрь, март 3-4 недели Тема Магазин». |
Дидактическая игра «В магазине». Изготовление атрибутов к игре. Экскурсия в магазин (закрепление правил поведения в магазине). Аппликация на тему «Магазин игрушек». Проблемно педагогическая ситуация «Бабушка». |
Декабрь, 1неделя Тема « Какие мы»? |
Методика вербальных выборов: « С кем бы ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?» Спортивные соревнования между мальчиками и девочками. «Мы, весёлые ребята». Изучение правил речевого этикета. Д/у «Маски разными эмоциональными состояниями» Клубный час |
май, 1неделя Тема « Правила поведения на улице». |
Беседа о правилах поведения на улице: «Красный. Желтый, зелёный». Целевая прогулка по улице (отработка правил поведения). Сюжетно-ролевая игра «На улице». Инсценировка: «Происшествие в лесу». |
май, 3неделя Тема « Мы - пассажиры». |
Беседа о поведении в транспорте6 моделирование педагогических ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе». Просмотр видеофильма «Про барана, который не знал правил дорожного движения», беседа по содержанию. |
июнь, 2неделя Тема «Правила поведения в кафе». |
Рассматривание иллюстраций о нарушениях правил поведения в общественных местах, беседа по содержанию. С\Р игра «Гости пришли» Посещение кафе (празднование дня рождения одного из детей). |
|
27 Проблемно педагогическая ситуация «Дед мороз» 4 блок «Природа и я» |
Тема работы |
Форма проведения мероприятия, содержание |
сентябрь, октябрь 1-3 неделя Тема «Осень наступила». |
Беседа об осенних изменениях в природе. Экскурсия в парк. Наблюдение за деревьями, кустарниками, травами. Правила бережного отношения к деревьям, кустарникам. Д/и «Хорошо, плохо». Составление гербария. |
октябрь,4 неделя Тема «Городской парк». |
Экскурсия в парк. Рассказ о растениях. Наблюдение за трудом людей в саду. Д/и «Куст, дерево, цветок». |
ноябрь. 2 неделя Тема « Зимовье зверей». |
Загадки о домашних животных. Работа с природным материалом. Рассказ о зимовке домашних животных и беседа по теме. Сюжетно ролевые игры «На скотном дворе», «На ферме». |
декабрь, 1неделя Тема « Красная книга». |
Рассказ о «Красной книге». Рассматривание иллюстраций с животными и растениями, занесенными в Красную книгу. |
декабрь, 2неделя Тема « Дикая природа зимой». |
Рассматривание книги «Следы на снегу», беседа о диких животных, о том, как они зимуют. Кормление птиц (кормушки). Зарисовки в уголке природы. К\и. «Как помириться»: по сказке «Крылатый, Мохнатый и Масленый» |
апрель,1неделя Тема Перелетные птицы». |
Рассказ о книге Г. Снегирева «Про птиц», рассматривание иллюстраций. Введение понятия «перелетные птицы». Беседа о птицах, о подготовке их к зиме. Викторина «Что? Где? Когда?». |
апрель,2неделя Тема « Река». |
Рассматривание иллюстраций рек в разные времена года. Составление рассказов из личного опыта (на выявление правил поведения на реке). «Истории Стобеда» Целевая прогулка к реке. Наблюдение ледохода. Сюжетно-ролевая игра «Пароход». |
май, 1 неделя |
Наблюдение за собакой (внешний вид, чем питается, повадки, польза для человека). |
Тема « Домашние животные». |
Дидактические игры природоведческого содержания: «Кто, где живёт?» Рассматривание книг о животных: «Животные разных широт». Рассказы детей о домашних питомцах: «Наши верные друзья». |
май-июнь,1 -4неделя. Тема «Мы - туристы». |
Рассматривание туристического снаряжения (показывают и рассказывают родители, занимающиеся туризмом), фотографий, книг о туризме. «Папа, мама, я - спортивная семья». Мини-поход (закрепление правил поведения в природе). Просмотр видео презентаций из семейных архивов: «Мы на отдыхе». дети 6-7 лет 1 блок «Моя семья. Моя Родина» |
Тема работы |
Форма проведения мероприятия, содержание |
сентябрь,2неделя Тема « Малая родина». |
За что мы любим свой край. Видео-экскурсия по родному краю. Дидактическая игра «Кто мы и откуда ». Рассматривание фотографий достопримечательностей Усть – донецкого района. Работа над проектом «Родной свой край люби и знай». Проект «Семейная реликвия» |
октябрь, 1 неделя Тема « Домашнее хозяйство». |
Сюжетно-ролевая игра «За покупками в магазин». Беседа о семейном бюджете, введение понятия «семейный бюджет». |
октябрь,2неделя Тема « Семейный досуг». |
Подготовка к семейному досугу «Вместе играем, поём, веселимся». Каждая семья готовит выступление: стихотворение, песню, игру. Диагностика эмоциональной сферы ребёнка - тест «Маски». Д/и «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» |
октябрь,3неделя Тема « Помогаю дома». |
Беседа о бюджете в семье. Е. Пермяка «Как Маша стала большой», беседа по содержанию. Рисование на тему: «Помогаю дома». |
октябрь,34неделя Тема « Вместе трудимся, вместе отдыхаем» |
Проведение совместного досуга на природе: «Разноцветная осень» Подвижные игры, игры с мячом, туристические состязания. Д/и. «Банк идей». Д/и. «дорисуй портрет» |
Ноябрь, 2неделя Тема |
Совместная подготовка с братьями и сёстрами праздничного концерта ко дню матери. |
« Братья и сёстры». |
Разучивание песен, стихов, танцевальных этюдов. Чтение произведения Э. Шима «Брат и младшая сестра», беседа по содержанию. |
Декабрь,1неделя Тема Семейные традиции». |
Клубный час Беседа о семейных обычаях, народных обрядах. Подготовка и проведение семейного конкурса «Когда все вместе». Каждая семья готовит презентацию своих семейных традиций (видеофильмы, выставки поделок, генеалогическое дерево, герб семьи, презентация семейных коллекций, творческие выступления). |
Февраль |
Празднуем 23 февраля - День защитника Отечества. Проекты «Родная Армия». «Моя семья на службе Отечеству» |
Март, 1неделя Тема « Праздник мам и бабушек». |
Клубный час. Изготовление подарков для мам и бабушек (совместно с папами), разучивание стихов и песен. Утренник «Для Вас любимые». Клубный час « Знаменитые и прекрасные!» |
Май |
9 мая - День Победы. Участие в семейных проектах «Защитники Родины в моей семье» 2 блок «Мои друзья» |
Тема работы |
Форма проведения мероприятия, содержание |
сентябрь, 2неделя Тема « Дружба». |
Чтение произведений о дружбе, беседа по содержанию (В. Авдеенко «Друг», «Волшебная дудочка» и др.) Изготовление коллективной аппликации «Подарок другу». |
октябрь, 1неделя Тема « Вместе играем, учимся». |
Организация совместных сюжетно-ролевых игр: «Детский сад», «Встречаем гостей». Научить справедливо разрешать споры и конфликты. Д/у. «Ссоры». Физкультурный досуг «Радуга здоровья». |
ноябрь. 2неделя Тема « Хорошие и плохие поступки». |
Чтение произведения В.Авдеенко «Рыцарь», беседа по содержанию. Закреплять знания о хороших и плохих поступках, учить различать их. Д/и. «Хорошо, плохо» Диагностика: методика «Два домика», «Сюжетные картинки» (изучение эмоционального отношения к нравственным нормам). |
декабрь, 2неделя Тема «Доброта». |
Чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце», беседа по содержанию. Формировать понятие «добрый человек». Разучивание песни Б. Савельева «Если добрый ты». Викторина по сказкам, в которых говорится о добрых людях. Д/и «Магазин вежливых слов» |
январь,3неделя Тема «Отрицательные качества человека». |
Чтение сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», беседа по содержанию. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам (хитрость, лживость, себялюбие). Чтение народной сказки «Хаврошечка» (обр. А. Толстого). Беседа по содержанию, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам. |
|
Обсуждение педагогических ситуаций на различение аморальных качеств (трусость, жестокость, леность). «Просто старушка» |
Февраль, 3 неделя Тема « Дружба и спорт». |
Спортивная эстафета. Разминка в парах «Гимнастика дружных». Клубный час «Увлечения родителей» |
март, 2неделя Тема « Забота о других». |
Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик », беседа по содержанию. Заучивание пословиц и поговорок о доброте. Беседа о значении слов: «сочувствие», «сострадание», «доброта», «милосердие». Ручной труд на свободную тему. |
май, 3-4недели Тема « Дружба крепкая не сломается...» |
Итогов ое занятие по разделу. Диагностика взаимоотношений в группе. Возможно развлечение, по сказке. Расколдовать. Выручить, спасти. Д/и «Мы», Д/и «Магазин вежливых слов» |
3 блок «Я в мире людей»
|
Тема « Транспорт». |
общественном транспорте. Аппликация «Автобус». Просмотр отрывка видеофильма «Домовёнок Непослуха», беседа по содержанию. Тренинг «Дразнить, обижать». |
декабрь, 4неделя Тема « Новогодний праздник». |
Подготовка к проведению новогоднего утренника (разучивание стихов, песен, игр). Закрепление навыков вежливого, деликатного поведения. Д/у. «портрет друга». Поделка оригами «Дед Мороз», (для малышей) |
январь, 3 неделя Тема « Театр». |
Поход в кинотеатре (в фойе, в зале, в буфете). ИЗО - рисование по памяти «Поход в театр». Д/и «Угадай настроение». Д /у «Одиночество». |
февраль,2 неделя Тема « Мы на прогулке». |
Прогулка в городской парк. Сюжетно-ролевая игра «На природе» (правила поведения в природе). Д/и «Хорошо, плохо» - по смоделированной ситуации. Подвижные игры: «Ловишки парами», «Дорожка, тропинка, сугроб». |
март, 4неделя Тема « Мы играем». |
Игровая программа « Остров развлечений». Закрепление правил поведения во время совместных игр. Тест «Маски» (изучение общения детей, изучение устойчивости в подчинении игровому правилу). Д/у. «Портрет друга». |
май, 4 неделя Тема « Что такое хорошо и что такое плохо». |
Чтение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа по содержанию. Совместный проект с родителями «Хотим быть добрыми» (на отработку навыков общения с людьми: взрослыми, сверстниками, малышами). Д/у. «как можно всё объяснить взрослым». |
4 блок «Природа и я»
|
Тема работы |
Форма проведения мероприятия, содержание |
сентябрь, Знеделя Тема « Растения». |
Прогулка в парк. Труд в экоцентре: Уход за растениями в цветнике. Закрепление знаний о растительном мире Приморского края. Природоведческая викторина «Мир похож на цветной луг». Аппликация «Полевые цветы». |
октябрь, 2неделя Тема « Мир животных». |
Чтение произведений природоведческого содержания Е. Чарушин, В. Бианки, М. Пришвина и др. Беседа по содержанию. Викторина «Братья наши меньшие». Коллективная аппликация «Мир животных». |
|
Клубный час « В гостях у природы» |
октябрь, 4 неделя Тема « Лесные богатства». |
Беседа о «богатствах леса». Коллективное рисование «Что нам лес даёт». Обобщение понятия «лесные богатства». |
ноябрь. 2 неделя Тема «Мир птиц» Декабрь |
Викторины, игры, песни, стихи, театрализованные сценки. Изготовление кормушек для птиц (с папами). Конкурс на лучшую кормушку. Экоакция «Сохраним елку - красавицу наших лесов. Д/у «Вместе с друзьями». « Клубный час» |
январь, 3 неделя Тема « Природа и мы». |
Музыкально- литературный праздник «Люблю природу я...» (все материалы показывают, как человек воспевает природу в литературе, музыке, изобразительном искусстве, как выражает своё отношение к ним). |
январь, 4 неделя Тема «Красная Книга». |
Совместный проект с родителями «Прогулка в лес» (решение проблемных ситуаций). Подготовка к презентации Красной книги. Театрализованное представление «Старичок-Лесовичок» (рассматривание Красной Книги, сделанной совместно с педагогами и родителями). |
апрель, 3неделя Тема « Наш парк. |
Прогулка в парк: «Весна пришла» Трудовой десант в парке: «Чисто не там, где убирают, а там где не сорят». Подвижные игры на природе. День птиц (совместное мероприятие с родителями). Д/и. «Что нравится мне и другим?» |
апрель, 4неделя Тема « Сделаем мир вокруг нас красивым». |
Участие в экоакции «День Земли» Участие в акции «С любовью к России» (трудовой десант по уборке участка). Совместная акция: родители и дети. |
Май, 3 неделя Тема « Обитатели водоёма». |
Игровая программа «В гости к деду Водяному» (закрепление знаний детей о рыбах и животных водоёмов). Коллективная аппликация «Рыбки»- в гости к малышам. |
Модуль «Образовательная деятельность» (смотреть содержание в Рабочей программе возрастной группы).