Анализ развивающей предметно-пространственной среды.
Предварительно проанализировав развивающею предметно – пространственную среду МБДОУ ДС ОРВ «Теремок» по трех больной системе с помощью воспитателей групп поставила оценку в 2 балла из 3х.
Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений многие годы уделяют большое внимание организации и содержанию предметной среды, окружающей ребенка в группе. Требования сегодняшнего времени к концепции развивающей предметной среды поставили перед дошкольными работниками новые проблемы.
Во-первых, качественно изменился статус дошкольных учреждений, которые являются исполнителями запросов родителей. Четко прослеживается тенденция ориентации родителей на воспитательно-образовательные возможности детского сада и его материальную базу. Родителей интересует, по какой программе работает детское учреждение, гарантируется ли подготовка к школе, есть ли студии, кружки, физиокабинеты, спортзал и пр. дошкольники поставлены в условия борьбы за то, чтобы выбор родителей был в пользу детского сада.
Во-вторых, сейчас часто в дошкольных учреждениях можно увидеть насыщенную предметную среду, которую, однако, нельзя назвать развивающей.
Принципы конструирования предметно-развивающей среды.
Принцип уважения к потребностям, нуждам ребёнка;
Принцип гибкого зонирования среды;
Принцип уважения мнения ребёнка;
Принцип опережающего характера содержания образования;
Принцип динамичности- статичности среды;
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
Принцип детской активности, самостоятельности, творчества;
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в
эстетической организации среды;
Принцип открытости-закрытости среды;
Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Ребенок ,оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно и окружение не может быть «застывшим». Обстановка – это «одежда», из которой ребенок быстро вырастает.
Поэтому она должна, по сути, оставаться привычной и удобной, но «расти», изменяться, тем более ребенок должен сам ее изменять под себя. В среде должна быть заложена возможность изменения в соотношении со вкусами и настроениями детей.
Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта среды. То, что ярко, привлекательно, забавно, интересно. Выразительно побуждает любопытство и довольно легко запоминается.