Зимняя дорога
Конспект занятия по ПДД «Зимняя дорога»
Образовательная область: «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация».
Программное содержание:
Цель: привитие навыков безопасного поведения на дороге в зимний период.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания детей о работе светофора, познакомить с правилами безопасного поведения на дороге в зимнее время года, учить детей в игре действовать по сигналу и в соответствии с правилами.
Развивающие: формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора, развивать внимание, совершенствовать координацию движений, развивать речь и активизировать словарь детей.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, умение применять правила безопасности на дорогах, воспитывать у детей культуру поведения на улице.
Оборудование: , макет светофора, жезл, картинки с различными ситуациями на дороге, макет города, CD-проигрыватель, дорожные знаки.
Раздаточный материал: макет светофора, разрезанные дорожные знаки («Пешеходный переход», «Скользкая дорога», «Светофорное регулирование», «Дети»).
Предварительная работа: проблемно-поисковая беседа: «Наши друзья на дороге», рассматривание картин, наблюдение на прогулке за движением пешеходов по тротуару, изготовление с детьми и родителями макета дороги.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите под ёлку! Что лежит под нашей лесной красавицей?
Дети: Волшебный мешочек!
Воспитатель: Интересно, что в нём?
Дети: Полицейский жезл.
Коммуникативная игра «Передай жезл по другу».
Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Дети: О правилах дорожного движения.
II. Основная часть.
1. Беседа по картинкам.
Воспитатель: Верно. Поговорим об особенностях правил поведения на дороге в зимнее время.
*** №1 «Зима в городе».
***№2.Дети катаются на горке, выезжая на проезжую часть.
- Что делают дети? Что вас насторожило? Расскажите мне пожалуйста, можно себя вести так на дороге?
*** №3. Ребята катаются на санках, закрепив их за автомобиль.
Что вы заметили?
- Почему ребята поступили не правильно?
Зима - самое холодное время в году. Дороги покрыты ледяной коркой, а если идет снег, то и снегом, под которым прячется наледь. Это явление называют гололёдом.
- Как автомобилисты готовят к зиме машины?
Дети: - В это время года на колеса машинам надевают зимнюю резину.
2. Практическое задание «Мы пешеходы»
Воспитатель: - Зимняя одежда сковывает движение, капюшоны и меховые воротники закрывает обзор. Подойдем, ребята, к пешеходному переходу. А как вы узнали, что это пешеходный переход?
Дети: Знак «Пешеходный переход» и «зебра».
Воспитатель: Посмотрите, наш знакомый Регулировщик
Пешеходам объясняет
Как дорогу перейти
Он сигналы зажигает,
Помогает нам в пути.
- Вот загорелся зеленый сигнал светофора. Можно переходить через проезжую часть не спеша, смотря по сторонам и под ноги.
- Почему нельзя перебегать через дорогу?
Дети: - Можно поскользнуться и упасть.
Воспитатель: - Крепко держите родителей за руку, предварительно снимите перчатку или варежку.
- Запомните! Перевозить детей через дорогу в санках нельзя. Ребенка надо взять за руку, а санки везти за собой.
Воспитатель: Ребята, в каком порядке расположены огни светофора? Кто расскажет, почему именно так? Сколько запрещающих цветов у светофора? Какие? А разрешающих?
Молодцы. А теперь поиграем в игру «Светофор»: когда загорается красный цвет- вы стоите, зеленый- весело шагаете, а желтый- хлопаете в ладоши.
3. Работа с макетом
Воспитатель: - Для вас Регулировщик приготовил сюрприз. Подойдите в «Уголок безопасности».
- Что вы видите?
Дети: Макет города.
Воспитатель: - Какое время года показано на макете? По каким признакам определили, что зима? Кого вы видите?
Дети: - Время года зима. Лежит снег на деревьях. Дети слепили снеговика, катаются на санках, лыжах и коньках.
Звучит аудиозапись:
Кролик: «Палками я оттолкнусь
И с крутой горы помчусь».
Мышка: «Быстро я лечу вперед
Серебристый режу лед».
Мишка: «На коньках качусь я быстро
Уверено и скоро
И чертят серебристые
На льду они узоры».
Воспитатель: - Где нужно кататься на лыжах?
Дети: - На стадионе, в парке.
Воспитатель: - А где играть в хоккей?
Дети: - На катке, спортивных площадках.
Воспитатель: - Какие советы дадите нашим героям? Как вы думаете, они будут следовать вашим советам?
III.Подведение итога:
1. Какие опасности подстерегают пешехода зимой?
2. Что такое гололед?
3. Каковы особенности перехода через дорогу зимой?
4. Почему нельзя выскакивать на проезжую часть из- за сугроба?
5. Почему нельзя кататься на тротуарах и на проезжей части?
Звучит «Песня Светофорика», дети прощаются с Регулировщиком.
Конспект НОД в младшей группе на тему: «Светофорик»
Воспитатель: Титова Е.А.
23.12.2014г.
Цель занятия: развитие необходимых умений безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
1.Закрепить знания о сигналах светофора, активизировать словарь по теме.
2.Побуждать стремление соблюдать правила дорожного движения и культуру поведения на улицах.
3. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
4.Учить взаимодействовать в группе.
Материал: игрушка львёнок, дидактическая игра «Собери светофор», цветные «рули», обручи.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки о трёх заветных огоньках.
Дети входят в группу с воспитателем.
Педагог: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!
Для поднятия настроения выполним наше упражнение - приветствие «Солнечные лучики».
Вхождение в игровую ситуацию (сплочение группы).
Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце
И принес в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.
Воспитатель и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца.
Педагог: Почувствуйте себя теплым солнечным лучом, несмотря на морозный холодный день, поделитесь теплом с друзьями, улыбнитесь друг другу.
Мы сегодня с вами поговорим о …о чём, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни,
Зелёный, желтый, красный. (Светофор)
Стук в дверь. В дверях появляется Львёнок с забинтованной ножкой.
Педагог: Ой, ребятки, это Львёнок, он перебегал дорогу в не положенном месте и попал под машину, ведь сейчас зимой дорога очень скользкая и машина не может сразу остановиться. Ему оказали первую помощь, и сказали обратиться в детский садик, где детей в специальном кабинете обучают, как нужно правильно переходить дорогу. Львёнок живёт в лесу и даже не знает, что есть такое устройство как светофор – прибор, который помогает машинам и приборам жить дружно. Он вместо полицейского объясняет, кому двигаться по дороге, а кому стоять.
Ребята, кто знает, для чего нужен светофор, может это бесполезный прибор?
Ответы детей: он помогает машинам не попасть в аварию и т. д.
Педагог: Ребята, Львёнок хочет спросить, но стесняется, а на каком особом языке, как светофор объясняет, когда нужно идти, а когда нет?
Ответы детей: огоньки подсказывают, красный – «стоп», жёлтый – «приготовься», зелёный – «иди».
Педагог: Ребята, а в каком порядке идут цвета у светофора? А какой из них самый главный?
Дети: и красный, и зелёный….
Педагог: А вот Львёнок любит только жёлтый цвет, это цвет солнца, песка, тепла.
Педагог: Вспомните нашу сказку о трёх заветных огоньках, как ответил светофор на этот вопрос?
Дети: все главные и важные цвета.
Разминка на закрепление цветов светофора
Воспитатель предлагает поиграть. Педагог называет цвета, дети на «зелёный» - топают ножками, на «жёлтый» - хлопают в ладоши, на «красный» - просто сидят.
Предлагаю поиграть в игру «Цветные автомобили». Вы будете автомобилями. Берите рули, заводите моторы, мы отправимся в путь под весёлую музыку, но как только музыка стихнет, вы должны заехать в свой гараж (обруч), цвет которого совпадает с рулём. Итак, начинаем.
Ребята, какие вы молодцы, справились.
А Львёнок хочет вам сказать большое спасибо, вы помогли ему познакомиться со светофором, а теперь Львёнку пора отправляться в лес к своим родителям. Попрощаемся с ним.
До свидания, до скорой встречи!
(Разыгрывается сценка «Сказка о заветных огоньках»)
Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Ребенок (красный огонек): Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Ребенок (желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Ребенок (зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:
Ребенок (светофор): Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.
Воспитатель Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!
Воспитатель: Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор?
Дети: да, чтобы не было аварий и т.д.
Уважаемые родители! Ваш ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения.
Ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:
- рассеянное внимание;
- забывание правил поведения на улице;
- снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника капюшона;
- плохое состояние дорожного покрытия;
- эмоциональное состояние;
- отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность
- более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной - 12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;
- время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до
действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, а у дошкольника 1,3-1,5 с; - чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее принимает ребенок решение, он теряется;
- клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
- отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:
- переход проезжей части дороги;
- посещение магазинов и образовательных учреждений;
- подвижные игры около дорог;
- езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
- игры с наступлением темноты;
- ослепление фарами;
- зимнее состояние дорожного покрытия;
- яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
- буксирующее рядом с ребенком транспортное средство;
- несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти заранее из дома, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.
Важно привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.
Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Конспект
Родительского собрания
в первой младшей группе
На тему: «Предупредить –значит спасти»
Воспитатели: Титова Е.А.
Федорова Е.П.
2014 г.
«Дети наши на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы
Чтоб всегда исполнялись в их жизни мечты»
Да, наши дети рождены именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачится ли жизнь трагедией – это во многом зависит от нас, взрослых.
Не случайно поднимается наша тема. Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство - дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Почему же дошкольники часто подвергаются несчастным случаям на дороге?
В силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.
Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.
Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.
Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с не большой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров - легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.
Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте - это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно безопасно проезжую часть не может.
Ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:
- рассеянное внимание;
- забывание правил поведения на улице;
- снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника капюшона;
- плохое состояние дорожного покрытия;
- эмоциональное состояние;
- отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность
- более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной - 12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;
- время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до
действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, а у дошкольника 1,3-1,5 с; - чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее принимает ребенок решение, он теряется;
- клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
- отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:
- переход проезжей части дороги;
- посещение магазинов и образовательных учреждений;
- подвижные игры около дорог;
- езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
- игры с наступлением темноты;
- ослепление фарами;
- зимнее состояние дорожного покрытия;
- яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
- буксирующее рядом с ребенком транспортное средство;
- несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти заранее из дома, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.
Важно привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.
Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
ПОМНИТЕ!
Вы закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге — основу возможной будущей трагедии.