Дидактические игры по цветотерапии.
Цветотерапия. Дидактические игры по развитию цветовосприятия и цветоощущения.
Сегодня я расскажу об использовании дидактических игр и пособий в своей работе.Очень важно правильно подойти к подбору материала. Многолетние наблюдения и практический опыт работы показал, что одним из основных требований к подбору материала является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая«палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только развивающая предметно пространственная среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся моя работа, особенно в младшем и среднем возрасте, строится на основе игры. Составляющая игры – это и речевой материал, и музыка, и дидактический материал.Все это побудило меня к использованию в своей работе метода цветотерапии.
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотоновцвета различной длины волны на мозг малыша. (Цвет – это свет, световые волны). Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.
Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Начинаю эту работу уже в младшем возрасте, знакомя детей с цветами и оттенками; основная часть работы по развитию цветовосприятия и цветоощущения проводится в средней группе.
Для самых маленьких мною разработано пособие "Радужные кляксы", для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т. е. воспитать культуру цвета. Этот подготовительный этап для дальнейшей эффективной работы. При использовании данного пособия очень важно соблюдать "Золотое правило" Н.Н. Ефименко - "Следуй логике природы" - кляксы нужно распределять согласно цветов радуги.
Цель: обеспечение благоприятного психоэмоционального самочувствия детей 1.5 - 2 лет в период адаптации.
Задачи:
•обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей;
•повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
•формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами.
Все эти задачи направлены на обогащение сенсорно-эмоционального опыта детей.
Еще одно пособие - "Волшебные цветы"
Цель: расширение поведенческого репертуара дошкольника, возможность управлять эмоционально-волевыми процессами.
Игры и упражнения с использованием данного пособия направлены на тренировку у детей внимания и контроля импульсивности (гиперактивные дети), а также контроля двигательной активности.
На одном цветочке подобраны активные цвета которые действуют возбуждающе - они дают легкую встряску организма и в состоянии ускорить процессы жизнидеятельности. Пассивнные цвета на втором цветочке - успокаивают нервную систему.