"Новаторство - 2017"
Творческий отчет
Харитоновой Ю.Д.
Музыкальный руководитель МБДОУ ДС «Теремок»
По направлению ««Спортивная гимнастика» для детей от 4 до 7 лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В методическом пособии представлена программа «Спортивная гимнастика» для детей от 4 до 7 лет разработанная на основе примерной программы «Спортивная гимнастика»: Ширманова С.И. Программа для тренеров - педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Новизна и отличительная особенностьпрограммы «Спортивная гимнастика» в том, что программа является инструментом обновления и дополнения к содержанию ООП МБДОУ ДС «Теремок», именно для детей 4-7 лет.
В программе дана классификация гимнастических упражнений, приведена характеристика основных физических качеств и упражнения на их развитие, а также упражнения на расслабление и восстановление организма.
Здоровье – ценность не только для каждого человека, но и дляобщества в целом.
В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья. Гимнастика – одно из наиболее массовых и доступных средств физического воспитания человека. Её значение обусловлено эффективностью воздействия на организм занимающихся, доступностью и разнообразием средств. Овладение методикой обучения гимнастическим упражнениям, а также общеразвивающими и прикладными упражнениями, отдельными спортивными навыками, вооружает детей очень важными знаниями, умениями и навыками.
В данной программе раскрываются такие подходы, которые доказали возможность повышения физической подготовленности детей по спортивной гимнастике.
Актуальность программы заключается в том, что тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все времена.
Содержание образовательной деятельности «Физическая культура» направлена на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры и спорта.
Основу данного направления составляют гимнастические упражнения. Отличительной чертой является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма. Большое значение придается эстетике формы, красоте и свободе движений, логической завершенности гимнастических комбинаций.
Занятия построены в соответствии с индивидуальными особенностями и природными данными детей, по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и других. Такой подход вызывает у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.
Занятия спортивной гимнастикой направлены на развитие движений, совершенствование двигательной навыков и физических качеств (выносливость, гибкость, ловкость, силу и пр.). Движения доставляют занимающимся радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Акробатические упражнения содействуют всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышают возбудимость мышц, темп, силу, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.
Методическое пособие составленно на основе опыта авторов, работающих над проблемой обучения гимнастическим упражнениям и развития физических качеств: Выготского Л.В., Ефименко Н.Н.,Гусевой Т.А., Занкова Л.В., Леонтьева А.И., Мартовой А.Н., Муравьева В.А., Петрова П.К., Шлемина А.М.
Базовая часть программы «Спортивная гимнастика».
Цель: Создание оптимальных условий для всестороннего, полноценного развития двигательных способностей и укрепления здоровья детей.
Задачи программы:
ü Обучать основам техники акробатических упражнений;
ü Формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в спортивной гимнастике;
ü Развивать физические качества: скоростные, силовые, гибкость, выносливость, координацию движений, и творческие способности.
ü Совершенствовать двигательную активность детей и формировать правильную осанку.
ü Воспитывать здоровых, волевых и дисциплинированных детей, стремящихся к занятиям физической культурой;
ü Пропагандировать физическую культуру и спорт.
Коррекционная направленность моей работы:
ü Формирование навыков двигательной активности;
ü Установление ошибок в выполнении упражнений;
ü Развитие точности в выполнении упражнений.
Содержание работы.
Программа «Спортивная гимнастика» рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Основной формой работы по программе являются групповые учебно-тренировочные занятия.
Занятия проводятся три раза в неделю, группой по 15 – 20 человек.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Для успешного решения вышеназванных задач важно постепенное нарастание трудностей. Вначале необходимо заинтересовать ребенка, показать и объяснить упражнения, затем приступать к обучению, а впоследствии совершенствовать упражнения в комбинации с другими элементами.
Для закрепления и совершенствования пройденного материала акробатические упражнения включаются в различные спортивные композиции (вольные упражнения), которые выполняются под музыкальное сопровождение. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм. Проникновенное слово, сказанное на фоне прекрасной музыки, помогает становиться по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным и обновленным, подобно тому, как человек становиться другим после соприкосновения с природой.
Используемый мною материал распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности юных гимнастов. Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий в форме бесед.
Физическая подготовка детей является основой их будущих спортивных достижений, поэтому учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки.
Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.
Принципы построения программы
1. Актуальность.
2. Реалистичность.
3. Систематичность.
4. Активность.
5. Интеграция.
6. Воспитывающий характер обучения.
7. Построение программного материала от простого к сложному.
8. Доступность материала.
9. Повторность материала.
10. Совместная деятельность.
11. Контролируемость.
Для успешного решения задач я использую следующие методы и приемы:
1.Организационные:
ü Наглядные (показ педагога, пример, помощь);
ü Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
ü Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);
ü Поточный (при котором гимнастки одна за другой без пауз выполняют упражнение);
ü Игровой (исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование).
ü Круговая тренировка:
Разновидности круговой тренировки:
ü По методу непрерывного упражнения (преимущественная направленность на выносливость);
ü по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость);
ü по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха (преимущественная направленность на силу, ловкость и специализированную выносливость).
2. Мотивационные (убеждение, поощрение);
Процесс обучения гимнастическому упражнению представляет собой определенную систему действий педагога и ребенка. Эти действия имеют осмысленную связь и последовательно распределены во времени. Поочередное решение конкретных задач обучения обуславливает возможность выделения отдельных этапов. В данном случае рассматривается период непосредственного разучивания упражнения, в котором выделяются три взаимосвязанных этапа обучения: начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование движения.
Для успешной реализации поставленных задач предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса обучения, развитие физических способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию физических качеств детей и использованию нестандартного оборудования в группах, мастер-классы.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, рекомендации и беседы на развитие физических качеств детей в домашних условиях, анкетирование по вопросам физического воспитания детей, информационные стенды, показ открытых и итоговых занятий, совместные праздники и досуги.
Ожидаемый результат:
Тренер – преподаватель должен помнить, что успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.
Полученные знания и умения дети демонстрируют на различных спортивных соревнованиях и праздниках, физкультурных досугах и развлечениях.
А особым достижением стало для меня то, что одна из моих воспитанниц Понамарева Саша поступила в Детскую Юношескую Спортивную Школу № 5 в городе Шахты.