Экскурссия в лес.
Экскурсии по экологической тропинке детского сада /средняя группа Бабочки / «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
Воспитатель Карташова О.Д.
Задачи: развивать у детей наблюдательность за объектами экологической тропы в осенний периодспособствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; осознанию зависимости способов существования животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в осенний сезон (осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха). Продолжать развивать связную речь детей. Воспитывать культуру общения с природой, развивать представления о труде человека осенью.
Цели: формирование элементарных экологических знаний, умений наблюдать за объектами и явлениями природы; воспитание эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Ход занятия
1. Воспитатель читает стихотворение «Осень-художница»:
Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
2. И г р а «Кто больше назовет?».
Дети сидят по кругу, передают друг другу осенний листок и называют приметы осени.
3.Отгадывание загадок.
Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)
Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы. (Рябина.)
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка.)
Белые мухи прилетели - на поле сели. (Снег.)
Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода.)
4. Беседа с детьми по вопросам.
- Какие плоды созревают осенью? (Орехи, желуди, грибы, рябина.)
- Почему становится меньше насекомых?
- Как готовятся встретить суровую зиму звери? (Строят норы, делают запасы, меняют шубки.)
- Какие работы у людей осенью в саду, в огороде, в поле?
Правильно! Вы все молодцы, правильно отвечали,сейчас осень. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как летом. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоёмах остывает. В садах и огородах люди убирают урожай. А если правильно отгадаете еще одну загадку, то узнаете, где еще можно собирать урожай.
Звери, птицы там живут; ягоды, грибы растут.
Сосны ростом до небес, что это за место? (Лес)
-И опять правильно ответили. Молодцы, ребята! А хотите посмотреть на деревья, походить по зеленой травке, послушать пение птиц?
Дети: Да!
-Тогда отправляемся в путешествие. Готовы?-Тогда вперед!
5. Начало экскурсии
-Ну вот и лес. Ребята, посмотрите внимательно, что это за растение? (Это дерево)Верно! У дерева - один толстый ствол на котором растут ветви. А кто знает, как называется это дерево?
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.
А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей.(Берёзка)
-Молодцы! Это наша красавица березка. Берёза единственное дерево с белой корой. Берёза хороша в любое время года, она является символом России. Кора у берёзы тонкая, нежная, без белой коры у берёзы были бы солнечные ожоги. Почему у берёзы чёрные пятна? Через них она дышит. Из берёзы люди делают посуду, мебель, игрушки, ложки, корзины и многое другое. Когда в Древней Руси не было бумаги, люди писали на бересте.
-Идем дальше. А это тоже дерево? (Нет, это кустарник).
-Правильно. У кустарников много стволов и они тонкие и не высокие. На деревьях и кустарниках – пышная и зелёная листва. На некоторых есть ягоды.
Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья.
-Кто угадает, о чем эта загадка?
Она под осень умирает и вновь весною оживает,
Иглой зелёной выйдет к свету, растёт, цветёт она всё лето
Коровам без неё беда, она их главная еда.(Трава).
-Молодцы, ребята! Трава является одним из самых низких растений на земле. В ней живет много различных насекомых. Отгадайте загадку. Про кого идёт речь?
Сорок тысяч мужичков строят дом без уголков.(Муравьи)
Муравьи – очень интересные насекомые. Эти маленькие жители встречаются во всех уголках Земли и известны всем без исключения детям и взрослым. Муравей – символ трудолюбия, взаимопомощи, про него написано много басен и сказок. Давайте вспомним какие. («Стрекоза и муравей», «Под грибом», «Путешествие муравья»)
-Посмотрите, какие красивые цветы растут в нашем лесу. С ранней весны до поздней осени цветут цветы, сменяя друг друга. Радуют нас своею красотой, разнообразной формой и окраской. Насекомые прилетают на цветы за сладким нектаром. Полюбуйтесь ими, рассмотрите повнимательней, можно даже потрогать их, понюхать, но не срывайте такую красоту.
(Дети любуются цветами, некоторые трогают, рассматривают, нюхают).
-Какие вы, ребята, молодцы, знаете все деревья и кустарники, какую пользу приносят насекомые. А как вести себя в лесу вы знаете?
Дети: «Нельзя ломать деревья, рубить их топором, разводить костёр, рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, разрушать муравейники, ловить насекомых и т. д.»
-Правильно ребята.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты, если все сорвем цветы,
То окажутся пусты и деревья, и кусты…И не будет красоты!
-А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Тучки набежали, нас домой позвали.
Капля — раз! Капля — два! Удары ладонями обеих рук по коленям
Капли медленно сперва.Стали капли ударять, Ударяют медленно
Капля каплю догонять. Быстрее …А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. И совсем быстро.
Ой, какой сильный дождь начался. До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
В заключении чтение стихотворения В. Орловой «Живой букварь»
Нас в любое время годаучит мудрая природа:
Птицы учат пению, паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
И к тому же в их труде все по справедливости.
Отражение в воде учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
У природы круглый год обучаться нужно.
На деревьях всех пород – весь большой лесной народ –
Учит крупкой дружбе!