IV Форум родительской общественности
«Способные, одаренные, талантливые дети».
Для того, чтобы разобрать все эти основные понятия выстроим такую цепочку: способности — одаренность — талант.
I Способности — индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности... Способности не даны от природы… большое значение для их развития имеют ЗАДАТКИ. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности..."
Способность имеет сложную структуру, в основе которой совокупностьпсихических качеств личности. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими способностями. Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам. Работать с такими учащимися интересно и трудно: они требуют особого подхода на занятии.
И все таки: какого ребенка можно считать способным?
Он рано научился читать, считать, писать
Легко запоминает и пересказывает
Умеет рисовать
Поет или играет на музыкальном инструменте
II. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.
Одаренность-это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности.Словоодаренность происходит от слова дар.Все одарённые дети учатся легко и быстро.
Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Отечественные психологи выделяют следующие особенности одаренных детей:- яркое воображение;- способность к нестандартному восприятию;- интуиция;- любознательность- оригинальность;- конкретность мышления.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Различают одаренность в:
v В практической деятельности:
v В познавательной деятельности:
v В художественно –эстетической деятельности:
v В коммуникативной деятельности:
v В духовно-ценностной деятельности
Кроме достоинств американский психолог Б. Карнео тмечает проблемы одаренных детей:
Стремление к совершенству.
Ощущение неудовлетворенности.
Нереалистические цели.
Сверхчувствительность.
Потребность во внимании взрослых.
Нетерпимость.
По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей.
Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей.
К второй категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»)У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам.
Третья группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности.(одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены). Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
III.Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.
Разная формула способностей определяет талантливость ребенка. Талант — это возможность реализации системы способностей. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.
Различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Кто-то становится великим математиком, кто-то физиком или биологом. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.
Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.
Талантливые, способные и одаренныедети зачастую находятся в замкнутом пространстве своей одаренности. У них другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Эти дети нуждаются в особом педагогическом внимании,как со стороны родителейтак и учителей.
Итак, термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей.
Понятие "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный»,
а в понятие «талантливый" подчеркиваются природные данные человека.
Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
Самое важное для педагога — не прозевать способного, одаренного, талантливого. То есть отличать не только по внешним показателям — не такой, как все. А научиться пользоваться педагогическим инструментарием диагностики, помогающим выявить «скрытую» одаренность. Такие дети, безусловно, нуждаются в особых условиях, поддерживающих развитие их талантов и способностей.
Развитие одаренных и способных детей — актуальная задача современной педагогики.