«Игровая среда от рождения до трех лет. Первые игры и игрушки»
Методический семинар
«Игровая среда от рождения до трех лет. Первые игры и игрушки»
Тема: «Создание развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО и программой «Теремок».
Тип: практико- ориентированный
Вид: внутренний
Участники: педагоги, родители.
Предмет изучения: совместная деятельность педагогов с родителями и их детьми по организации развивающей среды в групповой комнате и дома.
Сроки проведения: 05.12.2019г.
Актуальность: обусловлена рядом факторов:
Во-первых, в младшем возрасте ребенок проживает первый опыт адаптации, от которого, зачастую, зависит успешность дальнейшего вхождения малыша в социум. Поэтому предметно-развивающая среда ДОУ должна стать для ребенка источником познавательного интереса, активности, любознательности, которые будут обеспечивать эффективное развитие личности воспитанника.
Во-вторых, в младшем возрасте у ребенка достаточно тесно связаны психологическое и физическое состояния. Причем последнее зависит не только от состояния здоровья ребенка, но и от средовых воздействий, таких как запахи, цвета, звуки, другие сенсорные раздражители. Следовательно, ребенку необходимо создать не только психологически благоприятные условия, но и организовать среду таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно. В то же время в дошкольном образовании достаточно долго существовали традиционные способы организации предметно-развивающей среды, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия.
Теоретическая часть.
Детство - этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.
Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.
Развивающая среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
На сегодняшний день перед нами встала проблема создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации развивающей среды и как в ДОО так и дома, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.
Идея- заключается в том, что каждый компонент развивающей среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности как педагога, так и родителя.
Цель: Совместное (педагоги и родители) формирование развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.
В качестве основных задач программы были определены:
- изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающие полноценное воспитание и развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы
- разработать и дать некоторые консультации родителям по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ и дома с учетом возрастных особенностей детей;
- организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
- создать все необходимые условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, театрализованной, исследовательской)и конечно комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
- обеспечить богатство сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное расположение;
- Побуждать к сотрудничеству детей и взрослых, взрослых и педагогов для создания комфортной предметно-развивающей среды;
Реализация и освоение программы осуществляется в процессе поэтапного сотрудничества педагогов и родителей.
Практическая часть (представление и защита игр и пособий разработанных родителями).
Ожидаемый результат: Реализация данной программы обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, в группе.
Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям
Построение предметной развивающей среды с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая, профессиональная деятельность всех педагогов ДОУ.
Организованная таким образом предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.