Урок Эколят
Интерактивная игра «Четыре страницы природы»
Для детей старшего дошкольного возраста необычайно эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра. Она позволяет в привычной для данного возраста форме рассказать малышам об окружающем их мире, учит взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели.
Проведение данного занятия способствует формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивает познавательный интерес к миру природы, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком.
ЦЕЛЬ
Закрепление знаний детей о характерных признаках времен года; Закрепление знаний о листопадных деревьях, впадающих в спячку животных, перелетных и зимующих птицах, раннецветущих растениях; Формирование умений отвечать на вопросы, отгадывать загадки; Увеличение познавательной активности.
ЗАДАЧИ
Видеоролик «Четыре страницы природы», проектор, картинки с изображением времен года; листья деревьев, вырезанные из картона, картинки с изображением деревьев, перелетных и зимующих птиц, животных, впадающих в зимнюю спячку, картинки с изображением первоцветов. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
ХОД ИГРЫ
Воспитатель:
– Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по разным временам года. В нашем путешествии будет четыре станции, ведь у природы есть 4 интересные страницы
СЛАЙД 1 ТИТУЛЬНЫЙ
СЛАЙД 2 ВИДЕОРОЛИК К УРОКУ
СЛАЙД 3 ОСЕНЬ
Первая станция «Осень»
Воспитатель загадывает загадку:
Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это…»
(Осень)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель:
– Какие признаки осени вы знаете?
(Листья желтеют и опадают, часто идет дождь, дует холодный ветер, на небе появляются тучи, становится холодно, некоторые птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму, люди одеваются теплее, собирают урожай).
СЛАЙД 3 ОСЕНЬ
Воспитатель:
– Как называется явление, когда листья опадают с деревьев?
(Листопад). Воспитатель:
– А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть с листьями и устроить настоящий листопад. Сейчас я раздам каждому листья с разных деревьев.
(Воспитатель раздает листья клена, дуба, березы, липы и приглашает участников встать в круг).
Физкультминутка
Воспитатель:
Мы – листики осенние, На ветках мы сидим. Ветер дунул – полетели, Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели. Тихо полетели на свои стульчики.
Воспитатель:
– Сейчас каждый из вас возьмет свои листья и положит их под то дерево, с которого они упали. Давайте посмотрим, какие деревья у нас стоят.
(Большие картинки: дуб, клен, рябина, липа, береза) Воспитатель:
– Молодцы, ребята! Справились с заданием!
СЛАЙД 4 ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Игра «Зимующие – перелетные»
Воспитатель:
– Важная примета осени – перелетные птицы улетают в теплые страны. Почему птицы вообще перелетают? Улетают птицы вовсе не потому, что мёрзнут. У них отличное утепление из перьев, но нужно чем-то поддерживать обмен веществ внутри организма – питаться. Именно наличие пищи определяет время отлёта пернатых. Если зима обещает быть тёплой, то и пищи у некоторых видов птиц может быть достаточно для зимовки, поэтому некоторые виды иногда остаются, например, грачи.
– Перелетные птицы – это ласточка, грач, кукушка, лебедь.
– Зимующие птицы – это свиристель, синица, дятел, ворона.
Воспитатель:
Воспитатель называет птицу – дети показывают движениями, перелетная она или зимующая (перелетная – показывают руками крылья, зимующая – изображают домик).
(Ласточка, грач, ворона, свиристель, синица, кукушка, дятел, лебедь)
СЛАЙД 5 ЗВЕРИ МЕНЯЮТ ШУБКИ
Воспитатель:
– Как звери готовятся к зиме?
(Некоторые звери меняют шубы, кто-то делает запасы на зиму)
СЛАЙД 5 ЗВЕРИ МЕНЯЮТ ШУБКИ
Воспитатель:
– Знаете ли вы, кто меняет шубу перед зимой?
(Заяц, белка).
– Кроме них меняют цвет меха песец, горностай и даже северный олень.
СЛАЙД 6 СОЙКА
Воспитатель:
– Некоторые животные делают запасы на зиму. У зверей это белки, они делают запасы орехов, желудей, утепляют гнездо. А у птиц – сойки. Иногда сойки забывают про свои «кладовочки»; орехи или желуди прорастают следующей весной, и из них вырастают деревья. Поэтому про соек говорят, что они помогают лес сажать.
СЛАЙД 7 ЗИМА
Вторая Станция «Зима»
Воспитатель загадывает загадку:
Снег на полях, Лед на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
СЛАЙД 7 ЗИМА
Воспитатель:
– Зима – чудесное время года! Какие признаки зимы вы знаете?
(На земле лежит снег, мороз, метель, деревья и кустарники без листьев, некоторые животные впадают в спячку).
СЛАЙД 8 ЗВЕРИ, ВПАДАЮЩИЕ ЗИМОЙ В СПЯЧКУ
Воспитатель:
– Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки. Перед спячкой, осенью, звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела: он их «греет» изнутри, как печка.
– Впадают в спячку зимой ёж, медведь, барсук, сурок, летучая мышь, енот. А вот заяц, белка, лось, лиса ведут зимой активный образ жизни.
– Но зима заканчивается, и начинается новое время года.
СЛАЙД 9 ВЕСНА
Станция третья «Весна»
Воспитатель загадывает загадку:
Шагает красавица, Легко земли касается, Идёт на поле, на реку И по снежку, и по цветку.
(Весной)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель:
– Какие признаки весны вы знаете?
(Тает снег, бегут ручьи, растет трава, прилетают перелетные птицы, распускаются листья, расцветают первые цветы).
– Весной вся природа просыпается от зимнего сна. Появляются первые цветы. Животные просыпаются ото сна. И мы выйдем с вами на весеннюю полянку и поиграем.
Воспитатель:
– Посмотрите, ребята, какие красивые цветы распускаются первыми весной, как только сойдет снег. У них есть общее название – первоцветы. – Скажите, встречались ли вам такие растения в природе – в лесу, на лугу? Это мать-и-мачеха, сон-трава, подснежник, медуница, чистяк, пролеска. Они очень красивые, но рвать их нельзя, лучше любоваться ими.
Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
– Эти строки из стихотворения известного русского поэта Константина Симонова учат нас бережно относиться к прекрасным цветам.
СЛАЙД 10 ПЕРВОЦВЕТЫ
Воспитатель:
– Распустились листики на деревьях, расцвели цветы, и наступило новое время года, отгадайте, какое?
Воспитатель:
– А сейчас послушайте стихотворение и назовите признаки лета, которые вы знаете:
Если в небе ходят грозы, Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул пчелиный, Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна – Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна!
(Жарко, цветут травы и цветы, роса, пчелы собирают нектар, вода в реке теплая).
СЛАЙД 11 ЛЕТО
Воспитатель загадывает загадку:
Слышно пенье комаров, Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето, Всех зовет купаться …
(Лето)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
СЛАЙД 12 ЯГОДЫ
Воспитатель:
– Летом созревает много ягод, назовите, с каких растений эти плоды?
(Земляника, крыжовник, малина, ежевика, черника, красная смородина, виноград, вишня) Воспитатель :
– Ребята, наше путешествие подошло к концу, мы с вами вспомнили все времена года, узнали много интересного. Дома нарисуйте свое любимое время года. Этот рисунок вы можете подарить вашим родным: родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам – и рассказать им, что нового и интересного вы узнали?